Борис Мальцев:
Лучше быть здоровым оптимистом

На прошлой неделе гостем «ТН» стал спикер областной Думы Борис Мальцев.

Ответы скептикам

— Борис Алексеевич, ваши впечатления от двух выступлений Владимира Путина на прошлой неделе?

— Путин выдвинул предложения гораздо более весомые для граждан, нежели обещают иные кандидаты в президенты – простить долги по квартплате и т.п. В одной фразе Путина о том, что надо ставить цель увеличить продолжительность жизни в стране до 75 лет, все — и квартирные долги, и повышение зарплаты, и много сверх того. (Я, кстати, еще 12 лет назад написал: основной показатель качества жизни – ее продолжительность. И показатели рождаемости. И рад, что в последнее время это мнение стало все чаще звучать.) Или такая очень амбициозная задача, поставленная президентом, как переход на инновационный путь развития, повышение производительности труда в четыре раза за 12 лет.

— Скептики уже прокомментировали: «Через 20 лет нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»…

— Когда Путин ставил задачу в два раза увеличить ВВП, все тоже удивлялись и сомневались. А задача выполнена. И президент в своем выступлении подчеркнул – нам не надо говорить о некоем далеком светлом будущем, а надо ежегодно выполнять конкретные задачи.

— А пессимисты говорят, что для выполнения таких задач необходимо провести серьезную модернизацию государственного управления…

— И ответ уже прозвучал в программном выступлении Дмитрия Медведева в Красноярске – уважение к закону, развитие института парламентаризма и гражданского общества, защита прав и свобод граждан, в том числе предпринимателей…

— Еще некоторые наблюдатели говорят, что Медведев странно ведет агитацию – выступает не как кандидат в президенты, а как первый вице-премьер…

— У меня во время одной предвыборной кампании был эпизод. Встреча в училище связи, полный зал курсантов. Спрашиваю облвоенкома (Тогда – А.М. Хасаев. — Прим. ред.): «Когда дадите мне время выступить?» А он отвечает: «Сиди рядом со мной и жди, когда скажут, что голосовать надо за человека, который сидит рядом с генералом». И на том участке я получил 90 процентов голосов. Шутка, но…

Жить — сегодня

— Как оцениваете финансовое положение в области?

— Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» дало очень высокую оценку нашей законодательной работе. По мнению агентства, с точки зрения инвестиционной привлекательности у томичей самое лучшее региональное законодательство в России. И именно поэтому наша область по итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2006-2007 годы стала победителем в номинации «За лучшие законодательные условия для инвестирования». Несмотря на тяжелейшие вызовы (в прошлом году бюджет из-за ситуации с «Томскнефтью» неожиданно недополучил более 2 млрд. рублей), никаких даже маленьких потрясений – зарплаты вовремя, все статьи профинансированы, идет развитие.

— Но в этом году бюджет утвержден с предельным дефицитом.

— И что? Долг США равен уже 10 их годовым бюджетам. А мы в долг и 30 процентов от годового бюджета еще не набрали.

— Можно и дальше занимать?

— Всегда повторяю: мне очень не нравятся призывы потуже затянуть пояса во имя некоего прекрасного будущего для внуков. Жить надо сегодня, а для внуков экономику развивать.

Например, считаю, что ежегодное повышение зарплаты на уровень инфляции мало дает – как были люди бедными, так и остаются. Вопрос повышения зарплат и пенсий надо решать в принципе – значительно увеличивать. Я считаю лукавыми разговоры, что у нас-де рост зарплаты опережает рост производительности труда: изначальная планка зарплаты была очень низкая. В России доля зарплаты в единице продукции гораздо ниже, чем в развитых странах!

Направления роста

— Экономику развивать в каких направлениях?

— Наши преимущества на виду, и на них надо сосредоточить усилия. Во-первых, научно-образовательный комплекс. Во-вторых, атомная промышленность. Третье – космическая. Четвертое – высокого уровня предприятия, занимающиеся IT-технологиями. Конечно, нефть и газ – там тоже современные, высокотехнологичные предприятия. «Востокгазпром» подтвердил планы – добыча не менее 3 млрд. кубов газа в год и 1 млн. тонн нефти. Для «Томскнефтехима» уже приняты мощные инвестиционные решения по строительству завода на 200 тысяч тон полипропилена в год – уже один миллиард рублей на проектирование выделен.

— Атомная промышленность? Но оружейные реакторы будут остановлены.

— Разговоры о съеживании СХК не имеют под собой почвы. С остановкой оружейных реакторов комбинат потеряет в объеме производства, но экономически, в прибыли выиграет – все, что связано с разделительным производством, будет развиваться. Без этого производства Росатом не может решить поставленные задачи. Во-вторых, безусловно, нужно строить атомную станцию: на севере области уже дефицит электроэнергии. Электричество наш север получает из Сургута, а там семимильными шагами развивается собственная промышленность…

— Понятный для обывателя аргумент в пользу строительства АЭС?

— Будет новый крупный налогоплательщик, то есть лучше дороги, медицина, школы, спортсооружения и т.д.

Близок локоть…

— По нефтяной отрасли и вызовы большие – с приростом запасов, например.

— Да, на правобережье пока нашли только каплю. И «Томскнефть» все больше уходит в Ханты-Мансийский округ. Поэтому, кстати, и нужно строить замещающие производства – ту же атомную станцию.

— Другие вызовы?

— Об электроэнергии сказал. Дорожная инфраструктура слабая: сворачиваешь от Юрги и невольно думаешь – в какую глушь едем… Надо уговорить правительство для начала построить современный автобан Новосибирск — Юрга, а уж от Томска до Юрги мы бы как-нибудь сами напряглись. Новосибирск стремительно развивается, и он должен быть доступным для Томска, чтобы за два часа можно было доехать.

Лес остается больной темой – здесь отстаем от соседей. По запасам можем заготавливать до 30 млн. кубов в год, а вырубаем меньше полутора. Остальной лес – как в басне про лису и виноград – взять не можем: нет дорог, нет электричества. Надо искать варианты.

— Бюджет тратит большие деньги на села, где нет никакого производства. Может, следует активизировать программу переселения?

— Сейчас работает специальная комиссия, которая анализирует территориальное размещение производительных сил по области. Не знаю, что в итоге она скажет, но интуитивно давно пришел к выводу – необходимо развитие агломерации вокруг Томска. Разве это нормально, когда до Лучаново (13 километров от города!) нет хорошей дороги, и представители стекольного завода хотят из-за этого перенести производство – просят площадку в Томске. Это же смешно – все должно быть наоборот. Инфраструктура 30-километровой зоны вокруг Томска – нулевая. А в Новосибирске прекрасные поселки строят и в 40 километрах от города, и люди из них спокойно в город на работу ездят. То есть нам в Нелюбино сам бог велел жилье строить. Но я против насильственного переселения, так же как против объединения районов.

— Ходят, кстати, слухи, что есть идея объединить Молчановский и Кривошеинский районы.

— Я против. Если объединят – Молчаново не будет. Посмотрите на Пудино – был прекрасный райцентр, а теперь? А Парбиг каким был!

— Как оцениваете действия властей Томска?

— Хорошая городская Дума – непростая, но квалифицированная. В мэрию сейчас квалифицированные кадры приходят. Но команды там пока нет – отдельно нападающие, отдельно защитники, командной игры еще нет. Ее предстоит создавать.

— Выборы мэра будут серьезными?

— Думаю, значительно труднее, чем 2 марта.

Образ жизни

— Борис Алексеевич, возвращаясь к началу разговора: можно ли жить долго при наших проблемах – экология, медицина…

— С нашим здравоохранением, при всех его недостатках, можно долго жить, а вот с нашим поведением – нельзя. К примеру, есть обывательское мнение, что раком у нас болеют, потому что Северск рядом. А в Шотландии (сейчас специально литературу по этой теме изучаю) в свое время уровень заболеваний раком был выше нашего. Они провели исследования и выяснили, что главной причиной являются вредные пищевые привычки. А мы в области в прошлом году пропили 5,5 млрд. рублей и хотим, чтобы не было инсультов, рака, инфарктов. А посмотрите на питание школьников – газировка, чипсы, шоколад. В той же Шотландии, когда власти занялись пропагандой правильного питания, на 50 процентов заболеваемость раком сократили.

— И кто должен объяснять про правильное питание?

— Первой — власть, на втором месте – здравоохранение, на третьем – производители продуктов, на четвертом – торговые сети. И только потом всякие контролеры. Мы в Думе готовим на рассмотрение вопрос о продовольственной безопасности, в том числе, надеюсь, мне удастся убедить коллег поднять знамя борьбы за правильное питание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − двенадцать =