Все флаги в гости к нам. В Томске прошла конференция АСДГ

 

  • Николай Николайчук: «Инвесторы стремятся только в успешные города»
  •  

    Конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), посвященная реформам в сфере местного самоуправления, прошла на минувшей неделе в Томске. На базе отдыха в Калтае собрались представители городов, депутаты Госдумы РФ и представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ.

    Успешные города

    Председательствовал на собрании и.о. мэра Томска Николай Николайчук.

    — Муниципалитеты действительно почувствовали серьезное внимание к заботам местного самоуправления со стороны федеральной власти, — отметил в своем докладе Николай Алексеевич. – Заметна готовность принять все меры, чтобы муниципальный уровень был самодостаточным и мог эффективно функционировать. А для муниципалитетов началась эпоха жесткой конкуренции. Ее предметом является буквально все: инвестиции, профессионалы разного профиля, туристы, покупатели, рабочая сила… Инвесторы стремятся только в успешные города. Основное конкурентное преимущество Томска – научно-образовательный комплекс и мощный инновационный потенциал. Но не только. Сейчас нами разрабатывается комплексная программа развития промышленности. Ее цель – рост конкурентоспособности товаропроизводителей. Важнейшей задачей мы считаем поддержку малого бизнеса. Второй год в городе действует Программа развития и поддержки малого предпринимательства.

    — Далее, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, «подъем экономики и увеличение доходов граждан приведут к значительному росту спроса на услуги образования и здравоохранения», — продолжал Николайчук. — Необходимо совершенствование образовательной системы, и Томск идет по этому пути. Перед нами стоят три главные задачи, которые поставил президент России: необходима экономика равных возможностей для всех, но ее необходимо еще создать. Надо сформировать мотивации для инновационного развития. Обеспечить инновационный рост за счет повышения производительности труда. В целом четко понятно, что необходимо сделать в ближайшие 12 лет. А это признак того, что мы так долго ждали – стабильности.

    Расходы для блага общества

    Председатель Думы города Томска Александр Чуприн рассказал о работе Думы в условиях современных реформ:

    — К сожалению, слово «реформа» приобрело негативный оттенок. Задача власти – чтобы преобразования прошли для людей как можно безболезненнее. Томские депутаты разделяют тезис Дмитрия Медведева, что сейчас самая важная цель — спокойное и стабильное развитие страны. Они поддерживают своей деятельностью реализацию важнейших национальных проектов, таких как «Образование», «Здравоохранение».

    В результате проведенного комплекса мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета, общий объем доходов в 2007 году по сравнению с 2006-м значительно вырос. Это позволило выделить более 500 млн. рублей на реализацию 20 целевых программ социальной направленности. Наибольшую долю в общем объеме расходования городского бюджета в 2008 году, как и в 2007-м, занимают расходы на образование — 33,6 процента, ЖКХ — 26,4 процента, здравоохранение и спорт — 11,6 процента. В целом расходы на социальную сферу в 2008 году составляют более 3 млрд. рублей.

    Там, где этого требуют интересы общества, Дума Томска передает в безвозмездное пользование помещения общественным организациям. Именно таким образом удается вносить лепту в поддержку здравоохранения и образования.

    Дума Томска стала одним из инициаторов «единого окна», чтобы жители могли оперативно решить все вопросы предоставления земельных участков – это наш вклад в проект «Доступное жилье».

    Пошел первый миллиард

    Выступление советника генерального директора государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергея Мирошникова вызвало, пожалуй, больше всего вопросов. И не потому, что его доклад был не понят: вопросы ЖКХ настолько многогранны, что их невозможно охватить в одном выступлении.

    — 12 условий выделения средств на капремонт и расселение ветхого и аварийного жилья трудно реализуемы, — считает докладчик. – Необходимо наличие целевых программ капремонта и переселения, создание ТСЖ, наличие УК с долей частного капитала 75 процентов, ликвидация перекрестного субсидирования… Только 5 субъектов на начало года могут отчитаться в полной мере. На 1 февраля таких субъектов было уже более 30. Завтра Челябинск получает первый транш на капремонт – немного более 1 миллиарда: область первая смогла представить соответствующую требованию закона заявку. Мы уверены, что около 30 субъектов получат деньги из фонда.

    Томск по этим критериям смотрится очень неплохо: многие условия мы уже выполнили. Целевые программы написаны, ТСЖ созданы и создаются, УК уверенно перешли на рыночные рельсы и т.п. Будем ждать денег. Николай Николайчук рассказал собравшимся, что 167 миллионов, уже выделенных на расселение, не выброшены на вторичный рынок жилья: на них построен социальный дом.

    — Фонд создан на 5 лет, — заметил Мирошников. – Если проект будет успешным, он будет продлен. Но на местном уровне многие вопросы надо решать самостоятельно. В целом по стране коммунальные платежи за год оставляют 1,5 триллиона рублей. В них должна быть инвестиционная составляющая… И все равно только средств жителей и бюджета недостаточно. Мы предлагаем более широко рассмотреть участие бизнеса.

    — Чем мы можем мотивировать бизнес? — заинтересовались томичи.

    — Бизнесмены могут построить мансарду или переоборудовать подвал. Для этого нужно много согласований, власть могла бы помочь в этом процессе.

    Томску это тоже знакомо: вопрос со строительством мансард и параллельно капремонтом домов уже решается.

    — В основном в ветхом жилье живут малообеспеченные люди, они не могут внести 5 процентов от стоимости ремонта, как этого требует закон, — пожаловался представитель Комсомольска-на Амуре.

    — Согласно Жилищному кодексу заботиться о жилье должен собственник, — парировал Мирошников. – Мы хотим, чтобы жители чувствовали ответственность, иначе опять начнется раскрашивание подъездов…

    — Для чего норма на количество ТСЖ?

    — Выбор жильцами формы управления проходил достаточно вяло, — ответил докладчик. – Мы хотим привлечь жителей. Создание ТСЖ является добровольным (оживление в зале).

    Вопросов много еще и потому, что законодательство меняется. Любимое занятие депутатов – сразу после выхода закона предлагать к нему поправки.

    — И много, — подсказали сразу оживившиеся депутаты.

    …Заседание продолжалось два дня, так что собравшиеся успели обсудить большой круг вопросов.

     

     

  • Александр Чуприн: «Задача власти — чтобы реформы прошли безболезненно»
  •  

    Особое мнение

     

    О каком самоуправлении речь?

    — Я ставил своей задачей оценить, где же мы находимся, — неожиданно начал выступление вице-президент АСДГ Роальд Бабун. – На словах внимания к местному самоуправлению полно. На самом деле за последний год положение существенно ухудшилось. Нет увеличения способности муниципальных образований к развитию, нет мотивации к наращиванию материальной базы. Наблюдается тенденция со стороны региональной власти к подавлению способности местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения.

    Из трех задач реформы МСУ не решена ни одна. Четкое разграничение полномочий между уровнями власти… Они пересекаются, полный беспредел. Второе — приведение экономической составляющей в соответствие с разграничением полномочий. Даже комментировать не буду. Третье — приближение муниципальной власти к населению. В городах ситуация ухудшилась из-за непродуманности системы городских округов. Поселки с градообразующими предприятиями, работающей местной администрацией, инфраструктурой, которые могли бы сформировать собственный бюджет, присоединены к городу, отстоящему в десятках километрах.

    Исключена из функций местной власти соцподдержка и соцобслуживание. Субъекты Федерации имеют право передавать эти функции на уровень местной власти, но кто-то передал, кто-то не передал… Субсидии отданы на уровень Федерации, а ведь кому, как не местной власти, дойти до каждого человека. Я уже не говорю про известную статью 50 («Угу» – среди присутствующих), ограничивающую состав муниципального имущества. Хотя есть четкое разъяснение, что этот перечень нельзя считать закрытым, депутаты поддаются на давление и голосуют за приватизацию объектов. …Ушел экологический контроль – местная власть не может влиять на деятельность предприятий.

    Давление направлено на фактическое продление вертикали власти на муниципальные образования.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *