Угол зрения: Государственное искусство

О мастерах культуры и профессиональных творческих работниках

Недавно мне в руки попал проект закона «О творческих организациях Томской области в сфере литературы, изобразительного и музыкального искусства, подготовленный представителями ряда этих самых творческих организаций и некоторыми депутатами облдумы.

Знакомство с документом оставило сильное впечатление. По сути, авторы законопроекта хотят, чтобы администрация области взяла на государственное содержание творческие союзы (и их членов): содержала их аппараты управления, гарантировала финансирование их программ, давала социальные заказы, предоставила помещения и оргтехнику, различные налоговые и арендные льготы и т.д., и т.п. – список обязательств власти по гособеспечению «профессиональных творческих работников» (дефиниция из законопроекта) огромен. Причем все эти государственные блага должны распространяться не только на сами общественные организации литераторов, художников и музыкантов, но «также на созданные ими коммерческие и некоммерческие организации»! Например, на магазины, где были бы отделы по продаже произведений томских авторов…

Со своей стороны, творческие союзы обещают «содействовать своими произведениями гуманизации общества, сохранению национальной самобытности народов, проживающих в области, упрочению любви к родному краю» и т.д.

На прошлой неделе этот суперлоббисткий документ рассматривался на комиссии облдумы по науке, образованию и культуре и был отправлен на доработку: юристы областного департамента культуры дали отрицательное заключение на законопроект. Например, федеральное законодательство запрещает финансировать из бюджета текущую деятельность общественных организаций, в частности, «содержать их аппараты управления». В итоге решено доработать законопроект. Но меня интересует сама исходная точка: думаю, от нее очень сильно зависит конечный результат.

Да, вообще проблема есть. Сегодня у нас в стране пик торжества масс-культуры, сплошь и рядом откровенно пошлой, примитивной и т.п. Все это, естественно, негативно сказывается на мировоззрении людей, на уровне гуманности общества, на национальном взгляде на мир… И было бы замечательно, если бы в такой сложной культурологической ситуации государство нашло эффективный способ поддержки высокого искусства в его вечном и естественном противодействии массовой культуре, духовной нищете.

Увы, но в нашем случае изначально происходит подмена понятий. По-моему, вся философия законопроекта ярко отражает былое советское мышление: власть берет «инженеров человеческих душ» на полное гособеспечение, а благодарные «инженеры» в ответ производят нужный государству идеологический продукт. И формулировки, кстати, до боли узнаваемы: органы власти «содействуют… продвижению в массы социально и духовно значимых для Томской области произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства». Вот это «продвижение в массы» и т.п. и есть подмена понятий: проходили мы все это уже — в глухих запасниках провинциальных библиотек до сих пор пылятся остатки от былых гор «высокохудожественной» и нередко столь же «гуманистической» макулатуры социалистического реализма… В общем, государственное искусство – это не противовес пошлости маскульта, а одна из его разновидностей.

Не сомневаюсь, что стараниями рабочей группы законопроект о поддержке современных томских «инженеров душ» с юридической точки зрения будет приведен в божеский вид. Но главный вопрос в другом – изменится изначальная философия документа или останется прежней?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − шесть =