Сто тысяч бюджетников: Экономическое своеобразие Томска

Недавно в мэрии подведены итоги социально-экономического развития города Томска в 2007 году. Что говорят эти цифры – порой неожиданные и своеобразные — о дне сегодняшнем и что обещают в будущем? Корреспондент «ТН» встретился с и.о. заместителя мэра Томска по экономике Еленой Бушмановой.

Особенности Томска

— Елена Константиновна, начнем с базовых вещей: что такое Томск с экономической точки зрения – структура занятости, масштаб производства, налоги?

— Вот итоги 2007 года. 516 тысяч человек, из них занятого населения – 207 тысяч. 38 процентов из них трудятся в малом бизнесе (предприятия до 100 человек) – это фирмы разных отраслей, но базу составляет торговля и сфера обслуживания. По отраслевому делению: в промышленности занято 23 процента, в образовании – свыше 15, торговля – 10, здравоохранение – 9 (см. рис. 1. – Прим. ред.).

— А по объемам производства?

— Общий оборот за 2007 год составил 128 млрд. рублей. (Рост по сравнению с 2006 годом – 25 процентов, для реального роста отнимем 11,3 процента инфляции.) Из них 47 процентов – доля промышленности, 20 процентов – транспорт и связь, 9 процентов – научно-образовательный комплекс и инновационный сектор (см. рис. 2. – Прим. ред.).

— А в части формирования бюджета Томска?

— Бюджет города в основном складывается из подоходного налога, и в 2007 году составил 3 млрд. рублей собственных доходов. Из них 39 процентов приходится на промышленность, по 10 процентов – торговля и транспорт, порядка 11 процентов – бюджетная сфера, в том числе образование — 6. Кстати, по сравнению с областью в целом экономика и бюджет Томска более диверсифицированы, и потому более живучи (см. рис. 3. – Прим. ред.).

— Уровень зарплаты?

— В среднем 16 тысяч в год. Динамика, кстати, хорошая – по сравнению с 2006 годом номинальная зарплата выросла на 26 процентов, реальная — на 17,2.

— Недавно слышал, что отраслевым лидером по зарплате стали общественные организации: какая-то нереальная сумма называется – все же знают, что в общественных организациях зарплаты низкие.

— Да, статистика показала среднюю зарплату по общественным организациям в 99 тысяч рублей. При том что средняя зарплата в «нефтянке» – 60 тысяч. Такую искаженную статистику формирует одна некоммерческая организация – футбольный клуб «Томь». В реальности зарплаты в общественных организациях небольшие.

— В бюджетном секторе зарплата по-прежнему существенно отстает от промышленности, строительства?

— Да. Например, в 2007-м средняя зарплата специалистов в муниципальных учреждениях образования – 7-8 тысяч. Но она достаточно быстро растет.

— Одна из особенностей и проблем Томска – большое число бюджетников?

— Верно, в Томске примерно 100 тысяч бюджетников, то есть каждый второй человек из числа занятых в экономике.

— Сильное развитие малого бизнеса – отражение студенческого города?

— Безусловно. Как выше сказала, основа малого бизнеса – торговля и сфера обслуживания. Благодаря большому количеству студентов, а их более 100 тысяч, потребительский рынок быстро развивается. Например, в 2007 году при общем объеме инвестиций около 19 млрд. доля малого бизнеса составила 45 процентов. Или такое: мы с удивлением для себя выяснили — показатель обеспеченности торговыми местами в расчете на одного жителя в Томске выше, чем в Москве.

И вторая, уже общая для России причина, — развитие потребительского кредитования. В 2007-м жители области, в том числе томичи, получили 22 млрд. рублей кредитов (в 2006-м – 14).

— Забегая вперед (о прогнозах), насыщение в торговле уже произошло? Что дальше?

— Насыщение наступает. Дальше конкуренция и развитие в торговле пойдут по смене формата – изменениям качества предложения.

Компромиссная стратегия

— Елена Константиновна, какова основная задача экономического блока администрации города?

– Понимание положительных и отрицательных тенденций в экономике и попытка повлиять на них, чтобы бизнес в Томске нормально развивался.

— В связи с эти два вопроса. Первый — насколько точны цифры? Поясню: приходилось слышать от одного бизнесмена, что власти (и городские в том числе) многое не знают. Вы же – не налоговая, никто не обязан отчитываться…

— Технология сбора информации у нас отработана, в общей сложности более 500 запросов. И отказы предоставить информацию, мол, это коммерческая тайна, очень редки. Во-первых, мы лишнее не запрашиваем – знаем предел вмешательства в хозяйственную деятельность. Во-вторых, в Томске неплохой уровень культуры руководителей предприятий и желание сотрудничать с органами власти.

— Второй вопрос – насколько правильные выводы делаются из полученных данных? Поясню: так много говорится об инновациях, а цифры пока показывают достаточно скромную роль этого сектора по всем направлениям – структуре производства, налогообложению, занятости, наполнению бюджета. Или вспомним, как промышленники два года назад критиковали разработанную ТПУ совместно с мэрией стратегию «Томск как центр науки, инноваций и образования мирового уровня», говорили об ее излишней амбициозности, невыполнимости…

— Во-первых, выше мы уже говорили, какую роль играет образовательный комплекс в экономике города и доходах бюджета.

Во-вторых, про «излишние» амбиции той стратегии. Есть два классических метода прогнозирования. Один – достигнутого (свот-анализ плюс-минус риски), другой – от возможного: сначала ставим задачу, а потом думаем, как ее выполнить. Последним образом, например, успешно решается задача по созданию ТВЗ. Так почему бы в будущем не быть скоростному автобану до Новосибирска, который обозначен в стратегии от ТПУ?

В-третьих, любая стратегия или программа социально-экономического развития – не застывший документ, а развивающийся. Вот сейчас формируется концепция развития РФ, уже определено, что она инновационная. В ее рамках регионам предложено поработать над созданием зон опережающего развития, все регионы будут защищать свои проекты, а для Томска это научно-образовательный комплекс, ТВЗ и, подчеркиваю, промышленность высокого передела. Эти вещи друг с другом связаны: сильная школа инженерных кадров, развитие промышленности на основе научных разработок, сильная связка науки и промышленности, которая есть в Томске. И в основе нынешних предложений лежит, в том числе, и стратегия, разработанная мэрией совместно с политехниками два года назад.

— Хотите сказать, что стратегия «Томбриджа» послужила толчком для дискуссии?

— Да. Комплексная программа развития промышленности, которая сейчас активно разрабатывается при участии многих депутатов гордумы, родилась на конфликте – критике, которой эти депутаты-промышленники подвергли стратегию развития Томска как вузовско-инновационного центра. Та критика правильно показала: нельзя сбрасывать со счетов такую мощную силу, как томская промышленность. В итоге сейчас мы идем к компромиссу интересов – более многогранной, полной стратегии развития Томска. Причем разработка всех этих документов показала, что томское сообщество достигло высокого уровня зрелости – формулирует долгосрочные задачи.

— И какие, например, стратегические задачи в программе развития промышленности?

— Допустим, такой серьезный блок, как создание промышленно-производственных зон, куда предприятиям, как действующим, так и новым, было бы экономически интересно зайти. Пытаемся выработать систему преференций – льготы на подключение к инфраструктуре, по аренде земли и т.д. Вообще, это одна из первых в России попыток создания производственных зон на уровне муниципалитета, до сих пор все имеющиеся — федеральные.

— Где эти зоны предполагаются?

— В соответствии с генпланом и отраслевой спецификой предприятий предполагается несколько мест. Одно, например, в районе северного промузла. Срок разработки программы заканчивается к сентябрю – к тому времени и будет точная привязка по местности.

— Объем полномочий, который есть у города, невелик, чтобы…

— Да, для масштабного решения многих задач полномочия муниципалитета малы. Например, вопросы по многим налоговым льготам можно решить только на уровне области или Федерации. Вузы вообще структуры федерального подчинения. Но, во-первых, функция муниципалитета – помочь местному сообществу в формулировке общих стратегических целей, найти компромисс интересов власти, бизнеса и общества. Во-вторых, в рамках своих полномочий муниципальная власть может помочь развитию и вузов, и промышленности, и инновационного бизнеса.

— Есть уже некие прогнозы по экономической жизни Томска на следующий год?

— Думаю, в целом город сохранит взятые темпы роста.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =