Премии за качество учительского труда

  • Если реформа не «заскрипит», то у учителей появится дополнительный стимул работать интересно и результативно. До недавнего времени единственным поощрением лучших учителей были награды профессионального конкурса «Учитель года».

 

Школы Томской области начали получать долгожданные 14 процентов прибавки к фонду заработной платы. Решение о выделении 800 млн. рублей на повышение фонда оплаты работников бюджетной сферы было принято на мартовском собрании областной Думы (учительская доля в этой сумме составляет около 40 процентов). После чего губернатор Виктор Кресс подписал постановление о введении в бюджетной сфере с 1 января 2009 года новой системы оплаты труда, ориентированной на высокие результаты в профессиональной деятельности. Формула заработной платы педагога должна выглядеть так: 70 процентов — базовая часть, 30 процентов — стимулирующие выплаты. До начала следующего года еще больше восьми месяцев, но эксперимент по стимулирующим выплатам учителям фактически начался. В отдельных школах к распределению полученных средств уже подошли дифференцированно: один учитель получил прибавку в 30 процентов, у другого зарплата осталась прежней. С 1 сентября число школ, выплачивающих лучшим педагогам премии, увеличится до 30 процентов от всех общеобразовательных учреждений области.

Уравниловка не справедлива

В подавляющем большинстве школ тем не менее решили распределить полученные средства по принципу «всем сестрам по серьгам», то есть проиндексировать заработную плату. Учителя, независимо от качества их преподавания, еще с прошлого года ждали именно повышения заработной платы. Узнав не так давно о том, что речь идет только о фонде, многие были расстроены, поэтому руководители школ пошли навстречу своим сотрудникам. Пока это возможно: до 1 января право выбора – оплачивать труд по новой системе, или по старой – остается за директором. Об изменениях в оплате учительского труда в ИА «Интерфакс» рассказал начальник областного департамента общего образования Леонид Глок:

— Не всем учителям нравится новая система оплаты труда, многие считают ее несправедливой…

— Напротив, не справедлива уравнительная система, по которой до недавнего времени рассчитывалась заработная плата учителя. Учитывались количество уроков, стаж, квалификация педагога, но не конкретные результаты его труда.

Учтутся и качество труда, и его результаты

— Кто и по каким критериям будет определять размер премиальной части зарплаты учителей?

— Устанавливать стимулирующие доплаты будет руководитель школы, но не единолично, а по согласованию с профсоюзным комитетом или с советом коллектива. Наш департамент направил директорам свои рекомендации по определению лучших сотрудников. Стимулирующие доплаты рекомендуем устанавливать по следующим показателям: интенсивность и сложность работы, качество труда, результаты труда, стаж работы и высокая профессиональная квалификация, итоги работы за год, полгода и квартал.

— А не получится так, что из-за критерия «результаты труда» учитель начнет ставить пятерки не самым прилежным ученикам?

— Мы не случайно разделили результаты и качество труда. Бывает, что учитель работает очень интересно, а результат невысокий, и наоборот. Строгий педагог или добренький, который ставит всем хорошие отметки, – это тоже не показатели. Чтобы оценить результаты учительского труда, будет проводиться внешний мониторинг, в котором в том числе будет участвовать департамент образования. Кроме того, оценка педагога прежде всего строится на основе показателей динамики его работы. Конкретные результаты – успеваемость учеников – в сельской школе и городской гимназии, например, разные, но по динамике своего труда сельский учитель может перегнать городского. Совсем не факт, что учитель гимназического класса будет получать премию, а его коллега из специальной коррекционной школы – нет. Может получиться и противоположная картина.

— Как будет оплачиваться труд молодых педагогов: стаж у них небольшой, базовая часть зарплаты маленькая. Значит, мизерной будет и стимулирующая выплата?

— Когда мы говорим о пропорциях 30 к 70, это означает, что премиальный фонд конкретной школы будет составлять 30 процентов по отношению к фонду базовой части зарплаты. Директор может принять решение о поощрении молодого специалиста и выплатить ему премию, которая будет составлять и 80 процентов по отношению к базовой части заработной платы.

Эксперимент в новом учебном году

— Если новая система так хороша, почему бы не ввести ее сразу во всех школах области?

— Сдерживает отсутствие базовых окладов, размер которых должно установить Правительство РФ в этом году. Кроме того, до 1 января следующего года многие образовательные учреждения на практике смогут отработать новый механизм. С 1 сентября в эксперименте будут участвовать примерно 120-140 школ области. Их будут определять муниципалитеты, но по согласованию с руководителями учреждений. Эти школы, кстати, получат дополнительные средства для поощрения учителей: 31 млн. рублей в этом году и около 240 млн. – в будущем. Пока мы директорам школ дали право самое широкое, но только до 1 января – к тому времени перечень критериев по определению качества учительского труда будет утвержден уже на федеральном уровне.

 

Поощрение рублем

Директор томской школы № 40 Ирина Грабцевич уже сейчас приняла дифференцированную систему оплаты труда. Поступившие в школу 14 процентов прибавки к основному фонду были распределены между лучшими учителями.

— Премиальные педагогов составили от нуля до 7 тыс. рублей, то есть лучшие получили премию, превышающую базовую часть зарплаты, — рассказывает Ирина Борисовна. – Очень переживали учителя начальных классов, все-таки у них меньше возможностей, например, по внедрению инноваций в учебный процесс. Но многие из них получили, наоборот, еще большую сумму, чем учителя старших классов. Как руководитель, я сейчас имею возможность реально поддержать людей, которые проявляют интенсивность в работе. Меня это радует: раньше я говорила им просто спасибо, а теперь могу поощрить рублем.

 

Цифры:

 

В Томской области около 10 тысяч учителей. Средняя заработная плата педагога по итогам 2007 года составила 8,6 тыс. рублей. В 2008 году планируется довести этот показатель до 12,6 тыс. рублей, но только в тех учреждениях, которые войдут в эксперимент по введению новой системы оплаты труда с 1 сентября.

 

Опыт

У соседей

В эксперименте по введению новой системы оплаты учительского труда уже участвуют 34 региона России, в том числе наши соседи – Новосибирская область. 1 сентября 2007 года стимулирующие выплаты педагогам там начали устанавливать в 30 процентах общеобразовательных учреждений. Все школы области перешли на новую систему с 1 февраля 2008 года (все как у нас, только с опережением на один год).

— Стимулирующие выплаты в нашей школе мы применяли еще до эксперимента: и тогда, и сейчас они составляют 20 процентов от всего фонда заработной платы, — рассказала корреспонденту «ТН» директор новосибирской школы № 202 Светлана Душтакова.

В России

Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ подвел итоги первого года эксперимента по повышению зарплаты учителей. Как пишет «Российская газета», обнадеживающие результаты в 31 регионе-победителе конкурса в рамках нацпроекта «Образование» и в трех так называемых регионах-консультантах: Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области. Зарплата педагогов на октябрь 2007 года там выросла за счет надбавок на 47 процентов — до 10 тыс. рублей и более. В Калининградской области, например, в последние три месяца прошлого года учителя в среднем получали около 16 тыс. рублей.

По словам директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко, Трудовой кодекс РФ позволяет использовать в российских регионах разные системы оплаты труда. Министерство надеется к 2010 году перевести все регионы России на новую систему оплаты труда учителей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − тринадцать =