Томский флот вооружается

Осталось около недели до начала нового сезона речной навигации. В Томске перевозками пассажиров и грузов занимается Томская судоходная компания.

Недружелюбный вокзал

Речной вокзал сейчас выглядит недружелюбно. Вход со стороны причала заперт, на привокзальной площади — строительный мусор, стрелки часов над входом застыли на месте. Но дело идет к обновлению:

– Сейчас ведутся работы по благоустройству, проверке внутренних систем – водоснабжения, канализации, — рассказывает начальник пассажирского района, он же – начальник речного вокзала Василий Павлусь. Именно он отвечает за перевозку людей по Томи. — Не в этом году, так в следующем планируем отделать сайдингом фасад. Каких-то особенных новшеств не будет.

Да и к чему новшества, если осталось всего два пассажирских рейса: внутригородской и пригородный — в последние годы перевозка пассажиров приносит только убытки. Начальник пассажирского района вглядывается в бумаги и конкретизирует:

– В прошлом году расходы по вокзалу — на обслуживание пассажиров на берегу — составили более 4 млн. рублей. Расходы по флоту, то есть непосредственно на перевозки, более 2 млн. рублей. И никакой прибыли. В такой ситуации цены на билеты надо было повысить до 600 рублей. Но этого не произошло. В пригороде цена поднялась на 35 рублей, а внутри города на рубль. Кроме того, остается в силе контракт с департаментом социальной политики: нынешним летом льготники продолжат ездить бесплатно по специальным талонам.

Куда все спрятались?

Пассажиров становится меньше. Во-первых, потому что развиваются альтернативные виды транспорта. Ведь флот рассчитан на средний класс, а тот предпочитает поезда и личные автомобили. А во-вторых, речной транспорт страдает от стремительного роста цен на топливо. Да и техника устаревает физически и морально, потому что не обновляется.

– Но, – вдруг замечает Василий Иванович, – несмотря ни на что, безопасность пассажиров обеспечивается на высшем уровне.

По воде сейчас в основном путешествуют дачники, чьи участки расположены в районах, недоступных для автобусов или электричек.

– Сейчас дачники уже приходят к нам, стучат палками, требуют, чтобы начинали возить, — улыбается Павлусь. — Им к своим грядкам надо, морковку сажать.

На вопрос «Как же будете выживать?» Василий Иванович поясняет:

– Ожидается, что поток пассажиров вырастет за счет прогулок на водном транспорте. Будут работать внутригородская переправа РП-45, теплоходы «Москва» и «Вавилон». Как обычно, на теплоходах будем устраивать частные банкеты, а на переправе – дискотеки. Переправа в этом году пойдет первой.

По Оби и Иртышу

Грузовой порт живет более насыщенной и перспективной жизнью, чем пассажирский. Сейчас в компании идет прием в эксплуатацию судов и вооружение их необходимой техникой, разумеется, в совершенно мирных целях.

Идем по территории порта вместе с Сергеем Кудашкиным, начальником административно-хозяйственного отделения судоходной компании. Так называемое береговое производство – это маленькое государство. Оно включает в себя цеха по производству и ремонту двигательно-самоходных частей судов, ремонтные доки и еще много всего.

Сначала идем внутрь, туда, где все грохочет, лязгает, а рабочие недоуменно косятся, мол, ходят тут бездельники. Летят кузнечные искры от ковки якорей, летят сварочные искры от «сшивания» деталей…

На реке же сейчас пора ледохода. В затонах плечом к плечу выстроились готовые к работе теплоходы. Судоремонтный док, в который мы заглядываем, пока сух и пуст, запорошен снегом.

По словам Анатолия Орлова, заместителя генерального директора Томской судоходной компании по кадрам и быту, для нового сезона компания приобрела девять теплоходов и несколько земснарядов. Не новых, конечно, но вполне работоспособных.

– Мы возим сухие грузы, в основном песок, щебень. Как обычно, судоходная компания обеспечит материалами строительные компании Томска. География перевозок тоже мало изменится — Обь-Иртышский бассейн: Кемерово, Новосибирск, Ханты-Мансийск – там строится новая автомобильная дорога, — поясняет Иван Буховец, начальник службы перевозок и движения флота.

На закономерный вопрос «А как же нефть?» Иван Филиппович отвечает:

– У томских речников нет возможностей для перевозки нефти. Для этого нужны специальные суда. Но их закупка частникам не по карману. Сказывается отсутствие поддержки со стороны государства. Томская судоходная компания выживает сама по себе, а государство — само по себе.

Экипаж к навигации готов

Экипаж работает посезонно, и в силу этого в его составе тоже произошли изменения:

– В новом сезоне флот будет обеспечен людьми примерно на 98 процентов. Это нормальная цифра, – обнадежил Анатолий Орлов. – Остальные придут из Моряковского училища (пос. Моряковский Затон в 40 км от Томска). Так что частично экипаж будет состоять из старой, опытной гвардии, а частично из новичков.

– Не все идет так, как хотелось бы, но встретить навигацию мы готовы, – подвел итог Анатолий Орлов.

Вот так, с новыми силами и старыми возможностями Томск идет навстречу навигации.

Светлана СОКОЛОВА, фото автора

 

  • Плечом к плечу стоят готовые к навигации теплоходы.

  • Цеха возобновили работу. Эти внимательные глаза – глаза цехового рабочего. Он сосредоточен на изготовлении якоря. К началу навигации не должно быть недостатка ни в якорях, ни в сменно-запасных частях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 6 =