Зарплата бюджетников — отказ от уравниловки

Право зарабатывать деньги, полученное бюджетниками вместе с недавним повышением фонда заработной платы, сотрудниками этой сферы воспринято неоднозначно. Коллектив одной школы в некоторых случаях разбивается на два лагеря, в каждом из которых противоположная точка зрения: для одного педагога реформа стала долгожданным событием, для другого — разочарованием и обидой.

— Мы провели много встреч с коллективами различных отраслей бюджетной сферы и наблюдали самые разные реакции на проводимую реформу: от прямого неприятия до сердечного одобрения, — рассказывает председатель комитета экономико-правовой экспертизы областного департамента инвестиций и экономико-правовой экспертизы Наталья Награблина.

— Конечно, ожидания людей нам понятны. Когда прозвучала информация о повышении фонда оплаты труда бюджетников, каждый человек посчитал, что речь идет об очередной индексации его зарплаты, — продолжает начальник областного департамента труда и занятости населения Ирина Титаренко. — На самом деле никакой революции не произошло. Вся разница лишь в том, что тарифные ставки не проиндексированы. Но фонд оплаты труда с учетом всех составляющих увеличен на 14 процентов. И эти деньги получат все категории работников, а лучшие специалисты смогут заработать больше.

Что такое новая система оплаты труда в бюджетной сфере? Долго ли будет существовать единая тарифная сетка? Как определить лучшего врача или учителя? О тонкостях повышения фонда заработной платы бюджетников рассказывают Ирина Титаренко и Наталья Награблина.

Заработать зарплату

— Нововведением многие обижены, а была ли необходимость проводить эту реформу?

Ирина Титаренко: — Эти новации нельзя назвать реформой. Суть их состоит в том, что в системе оплаты труда бюджетников появляются рыночные элементы и заканчивается уравниловка. И это правильно, потому что необходимо научиться измерять вклад каждого работника и учитывать его в заработной плате. Часто бывает ситуация, когда человек, имеющий невысокий разряд по тарифной сетке, но проработавший много лет в бюджетной сфере, получает заработную плату больше, чем специалист более высокой квалификации, но пришедший недавно. У руководителя учреждения не было возможности поощрить сотрудника за высокие и значимые результаты труда. Теперь у него такая возможность есть.

С появлением новых механизмов в системе оплаты труда бюджетная сфера все больше начинает понимать, что заработная плата зарабатывается. И у нас уже есть примеры, когда томские учреждения по своей инициативе внедряют систему стимулирующих выплат и работают так, между прочим, не первый год.

— Означают ли новации то, что привычной для бюджетников единой тарифной сетки скоро не будет?

— Да, уже к осени этого года, например, в образовании. В бюджетной сфере России тарифная система действует около 20 лет. Она привычная, понятная, но имеет ряд минусов. Очень низкая ставка первого разряда, незначительная разница между разрядами и самый главный недостаток: как только повышается ставка первого разряда, повышаются ставки всех разрядов одновременно, и оценить результат работы конкретного сотрудника не представляется возможным.

Новая заработная плата будет содержать должностной оклад, компенсационные выплаты и стимулирующую часть, которая постепенно будет увеличиваться. Именно стимулирующие выплаты позволят отразить вклад каждого сотрудника в результаты работы учреждения.

Наталья Награблина: — Эта реформа — в контексте политики «государство — эффективный работодатель». Ситуация стала критической: государство перестает быть конкурентоспособным работодателем, становится все сложнее удерживать высококлассные кадры. Государство не может предложить лучшим специалистам адекватное вознаграждение за труд. Поэтому мы должны были принять грамотное управленческое решение в рамках имеющихся денежных средств – использовать их максимально эффективно, чтобы достичь поставленной цели.

Роль руководителя выросла

— Губернатор Виктор Кресс принял постановление о полном переходе на новую систему оплаты труда с 1 января следующего года, а фонд заработной платы уже сейчас увеличен на 14 процентов. Получается, пока руководители учреждений могут индексировать зарплату по тарифной сетке?

Наталья Награблина: — Однозначно, нет. Все добавленные ассигнования направляются только на стимулирующие выплаты. Руководители учреждений сегодня поступают по-разному. Там, где нет еще готовности или понимания перехода на новую систему оплаты труда, средства распределили пропорционально заработной плате. В других учреждениях деньги направили только на поощрение достигнутых результатов. Иванов получил 2 процента премии, а Петров — 22, потому что он достиг лучших показателей.

— Решение о поощрении работников вместе с советом коллектива и профсоюзным комитетом принимает глава учреждения. Не посеет ли новая функция руководителя раздор в коллективе?

Ирина Титаренко: — Сегодня же никто не оспаривает право любого руководителя – от индивидуального предпринимателя до главы холдинга — назначать своим сотрудникам заработную плату. Руководитель руководителю рознь. На встречах я привожу такой пример: две школы находятся рядом, в одну родители направляют своих детей, а в другую не хотят. Значит, коллектив одной из школ оказывает более качественные образовательные услуги. Что делать той школе, в которой становится все меньше учеников? Вероятно, если ничего не менять, она будет вынуждена закрыться. И остальным надо задуматься, как стимулировать труд тех педагогов, которые делают услуги их школы конкурентоспособными.

Роль руководителя вкупе с советом коллектива и профсоюзным комитетом существенно возрастает. Руководители должны такие правила разработать, такие показатели качественного труда придумать, чтобы каждый сотрудник учреждения имел доступ к фонду поощрений.

Наталья Награблина: — Областными департаментами подготовлены методические рекомендации, которые определяют критерии распределения стимулирующих средств между работниками. В каждой отрасли – образовании, здравоохранении, культуре – используются свои методики, с учетом их специфики.

Переходный период

— С 1 сентября 30 процентов школ области будут участвовать в эксперименте по внедрению новой системы оплаты труда уже на основе принятых на федеральном уровне должностных окладов. Почему не все школы примут участие в эксперименте?

Наталья Награблина: — 30 процентов — более-менее реальное число учреждений, которые мы можем в ускоренном порядке подготовить к введению новой системы оплаты труда.

Ирина Титаренко: — Примерно к 1 июля этого года мы ожидаем, что российское правительство разработает базовые должностные оклады. Смысл нашей сегодняшней подготовительной работы заключается в том, чтобы мы в результате разработки наших моделей были близки к тем окладам, которые нам предложит правительство. Кроме того, каждое учреждение, если оно к этому готово, может внедрять свою модель поощрения лучших сотрудников и раньше.

Пока у нас есть желание сделать процесс перехода к новой системе оплаты труда более плавным и понятным как для работников, так и для руководителей.

 

В реформе по внедрению стимулирующих выплат в бюджетной сфере Томская область не опережает другие регионы: в российских масштабах начало эксперименту было положено еще в прошлом году. Томская область участвует в нескольких федеральных проектах, например, в образовании, здравоохранении и федеральных учреждениях всех бюджетных отраслей, которые предполагают переход на новую систему оплаты труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − шесть =