Игорь Шатурный: Когда согласие в товарищах есть

Работа управляющих компаний, предоставление населению качественных жилищно-коммунальных услуг – темы актуальные. Практически каждый из нас получает данные услуги и является их потребителем. Томская область достаточно серьезно продвинулась в создании рынка жилищно-коммунальных услуг. Правда, если полгода-год назад мы были среди первых, то сейчас отдельные регионы уже дышат в затылок. О том, как будет развиваться рынок и какими власть видит отношения между управляющими компаниями и жильцами, мы беседуем с заместителем губернатора области Игорем Шатурным.

Право выбора

— Сегодня в области работают около 80 частных управляющих компаний, из них на территории областного центра — 56. Во многих регионах в сфере ЖКХ по-прежнему работают муниципальные предприятия либо управляющие компании с государственной долей участия в акционерном обществе. А как ЖЭУ, ПЖЭРТ оказывают услуги, всем нам хорошо известно. Во многих субъектах процесс формирования рынка как такового только начинает зарождаться.

— Не секрет, что данная сфера достаточно монополизирована. О каких рыночных отношениях может идти речь?

— Что касается населенных пунктов, отдаленных от областного центра, то действительно альтернатива в выборе организации, которая бы оказывала ЖКУ, невелика. И это зависит от территориальной расположенности, численности населения, уровня благоустройства жилья и т.д. В Томске ситуация принципиально иная. В моем понимании рынок – это прежде всего возможность выбора для каждого жителя. Причем выбора не только способа управления фондом в соответствии с Жилищным кодексом, но и самой управляющей компании. Это очень важно. Если не устраивает управляющая компания, то должна быть возможность выбрать другую. Только при таких условиях можно сформировать конкурентную среду, где в конечном итоге выигрывает потребитель.

— Но как реализовать свое право, например, проживая в многоквартирном доме, где, даже имея желание отказаться от управляющей компании, я этого сделать не могу?

— Одного желания мало. И одного голоса, если работа обслуживающей организации вас не устраивает, недостаточно. Для этого необходимо решение принимать большинством голосов собственников. Свое решение обязательно документально оформить протоколом. Это требование Жилищного кодекса. Сегодня в каждой районной администрации имеются жилищно-коммунальные отделы по работе с населением, ТОСами, ТСЖ, которые могут оказать необходимую правовую помощь.

Не лучшее решение

— Судя по многочисленным обращениям граждан в СМИ и органы власти, можно сделать вывод, что качество предоставления ЖКУ оставляет желать лучшего.

— Это как раз второй этап реформы – предоставление населению ЖКУ в соответствии с установленными стандартами качества, и задача власти заключается в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

В основном проблемы c эксплуатацией многоквартирных жилых домов существуют там, где собственники выбрали непосредственный способ управления, то есть взвалили на себя работу управляющих, не обладая при этом силами, свободным временем, необходимыми знаниями и умениями. На мой взгляд, такой способ управления домом, как непосредственное управление, имеет массу негативных последствий. В соответствии с действующим законодательством ответственность за надлежащее содержание общего имущества несут прежде всего собственники. При непосредственном способе управления обязанность по управлению жилым домом (организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работ с нанимателями и арендаторами) собственники помещений выполняют самостоятельно.

При таком способе управления обслуживающие организации не обязаны отстаивать интересы жильцов перед ресурсоснабжающими организациями в части перерасчета за неоказанные либо оказанные не должным образом коммунальные услуги, составлять соответствующие акты о причинении ущерба имуществу собственников (нанимателей) другими жильцами, проживающими в данном доме (затопление помещений, связанное с нарушением работы инженерных коммуникаций), для отстаивания прав в судебном порядке и т.д. Практика показывает, что собственники жилья не являются квалифицированными специалистами и не готовы самостоятельно решать данные вопросы.

Товарищество

— Но не секрет, что состояние жилищного фонда там, где собственники создали ТСЖ или пригласили управляющую компанию, плачевное до сих пор.

— Нам действительно еще далеко до совершенства – слишком велик «хвост» тянущихся старых проблем. Однако ситуация в ближайшее время может серьезно измениться. В настоящее время действует Федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Томская область в течение трех лет рассчитывает получить федеральные средства в размере 1 745 млн. рублей на капитальный ремонт жилья и расселение граждан из аварийного жилья. Нужно выполнить 12 условий. Самым сложным среди всех остальных является наличие в муниципальном образовании 5 процентов домов под управлением ТСЖ, и этот показатель через четыре года надо довести до 20 процентов.

Капитальный ремонт жилья будет проводиться там, где собственники организованы, и им небезразлично, где они живут. Что для этого надо? Иметь товарищество собственников жилья в доме или выбрать профессиональную управляющую компанию. Жителям дома надо вместе собраться и решить, какие работы следует выполнять. Также собственникам надо быть готовым понести затраты в размере 5 процентов от суммы финансирования бюджетов и средств фонда на эти работы. Общеизвестно, что, когда потратишь даже рубль, отношение к своему дому изменится. Остальные деньги выплатит фонд и бюджет.

— А дома, которые обслуживают управляющие компании, не потеряют право получать федеральные средства на капитальный ремонт?

— Нет, закон позволяет управляющим компаниям получать средства на капремонт. Но лучше, чтобы в таких домах действовало ТСЖ. Одним из вариантов является также заключение от имени ТСЖ договора с профессиональной управляющей компанией. В любом случае решение принимают сами жители. Должен быть контроль и еще раз контроль за потраченными деньгами. Должна быть инициатива и желание жителей изменить ситуацию к лучшему. Безразличия и наплевательского отношения к месту, где ты проживаешь, быть не должно.

Рейтинг УК

— Но как быть с недобросовестными управляющими компаниями?

— Я лично за то, чтобы у нас были профессиональные управляющие компании, а не жилищные организации, просто собирающие деньги с населения и выполняющие работы по минимуму. К сожалению, таких еще много, особенно созданных на базе старых муниципальных ЖЭУ, ПЖРТ и т.д., стиль работы которых еще называют «совковым».

Чтобы собственникам жилья сориентироваться среди управляющих компаний, я в прошлом году дал задание опубликовать в средствах массовой информации реестр эффективно и неэффективно работающих управляющих компаний. Первый такой реестр был опубликован в середине прошлого года по итогам полугодия, а в последующем и по итогам работы за 2007 год. Надеюсь, данная система даст стимул управляющим компаниям находиться в верхних строчках рейтинга, тем самым привлекать на свое обслуживание новые дома.

Сергей ИВАНОВ

 

  • Томская область в течение трех лет рассчитывает получить федеральные средства в размере 1 745 млн. рублей на капитальный ремонт жилья и расселение граждан из аварийного жилья. Нужно выполнить 12 условий. Самым сложным среди всех остальных является наличие в муниципальном образовании 5 процентов домов под управлением ТСЖ, и этот показатель через четыре года надо довести до 20 процентов.

 

  • Капитальный ремонт жилья будет проводиться там, где собственники организованы (есть ТСЖ или выбрана профессиональная УК), и им небезразлично, где они живут.

 

  • В основном проблемы c эксплуатацией многоквартирных жилых домов существуют там, где собственники выбрали непосредственный способ управления, то есть взвалили на себя работу управляющих, не обладая при этом силами, свободным временем, необходи- мыми знаниями и умениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *