Настрадавшееся детство

Система защиты прав несовершеннолетних выстроена и работает. Но уберечь ребенка от насилия порой не удается из-за тотального равнодушия окружающих…

Никто же не умер…

В Верхней Кети 14-летнего мальчика-инвалида сотрудница соцзащиты и инспектор по делам несовершеннолетних обнаружили на кровати в жутком состоянии:

— Это был не ребенок, а гниющий заживо скелет, — с содроганием вспоминают женщины. – Мать практически не кормила его, не ухаживала. Над ним роем мухи кружили. Гнилостные изменения были ужасающими…

Парня увезли в больницу и потом долго выхаживали. Мамашу, бросавшую больного ребенка одного на целые дни, но исправно тратившую его пенсию по собственному усмотрению, привлекли к уголовной ответственности по ст. 156 УК – за жестокое обращение с детьми.

156-я не предусматривает лишения свободы. Вот если бы парнишка погиб, тогда другое дело, была бы совсем другая статья и другая история.

Непонятно вот еще что: соседи, эти простые и добросердечные деревенские жители, знавшие, что горе-мамаша неделями не появляется дома, где в одиночку борется за жизнь ее беспомощный ребенок-инвалид, за много месяцев не сочли нужным не то что вмешаться, а хотя бы просто сообщить об этом кошмаре в органы опеки, больницу или милицию.

Жили себе по принципу: чужую беду стороной обойду…

Самые тихие ужасы

Семейное насилие – наиболее латентный вид преступлений. Несмотря на то, что для защиты детства у нас выстроена многоуровневая система (в нее, по закону, входят правоохранительные органы, здравоохранение, образование, опека, комиссии по делам несовершеннолетних, комитеты по молодежной политике, службы занятости и соцзащиты), очень часто этого все равно оказывается мало.

В 2006 году в области было возбуждено 105 уголовных дел по 156-й статье, в 2007-м – уже 108. За три месяца нынешнего года стало известно уже о 46 подобных фактах, причем треть из них была выявлена благодаря сигналам от неравнодушных граждан, о семи случаях сообщили бдительные медики, четыре обнаружили органы образования и опеки. Остальные выявили либо инспекторы по делам несовершеннолетних, либо участковые.

По всем этим случаям были составлены протоколы или возбуждены уголовные дела.

— По 156-й статье УК РФ — жестокое обращение с детьми — мы сейчас очень активно работаем, – рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних областного УВД подполковник милиции Наталья Юдина. – Статья эта предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 3 месяцев либо в виде запрета занимать свою должность (это касается педагогов) на срок до 3 лет, обязательные или исправительные работы. Но сам по себе факт жестокости бывает трудно доказать…

Нужны ли школе погоны?

В Стрежевом школьный инспектор обратила внимание на перепуганного пацаненка в непроходящих синяках и ссадинах. Завела в кабинет, поговорила по душам. Оказалось, мальца регулярно избивал отчим. Сей факт подтвердили и соседи. Самое удивительное, что распоясавшемуся мужику для того, чтобы в ум войти, хватило всего одной обстоятельной беседы на эту тему с людьми в погонах.

Сейчас в областных школах работают 20 инспекторов милиции, из них 11 — в Томске.

— Дети у инспектора на виду изо дня в день – этим он и хорош, — объясняет Наталья Юдина. – Чуть что встревожило его – с ребенком поговорил, родителей, если надо, вызвал… Итог: количество преступлений в школах сократилось на 50 процентов!

Надо заметить, что и общее число преступлений в отношении несовершеннолетних в области тоже уменьшилось. Ненамного — всего на 10 процентов.

Но разве это мало – почти четыре десятка неслучившихся бед?

Уберечь от сиротства

Мать ушла, оставив двоих дошколят в нетопленном доме. Собственно, проделывала она это регулярно. Плачущим ребятишкам, которых родительница в очередной раз забыла покормить, сердобольная соседка через форточку подала хлебушка и печенья… А потом малыши сумели разжечь в доме костер – очень хотели согреться. Хорошо, та же соседка увидела дым, и трагедии не случилось…

Уголовное дело, конечно же, было возбуждено. Но к суду опомнившаяся бестолковая мамаша сделала в своей развалюхе какой-никакой ремонт, бросила пить-гулять, устроилась работать уборщицей, а ребятишек соцработники помогли определить в садик. Говорят, она в своей жизни многое пересмотрела. И родительских прав ее не лишили.

Сотрудники ОПДН наблюдают за такими семьями столько, сколько нужно. Навещают еженедельно, проверяют, как дети учатся, что едят, как одеты…

Активно работают по выводу проблемных семей из кризиса социально-реабилитационные центры. Соцработники на какое-то время превращаются в настоящих нянек для своих великовозрастных подопечных: помогают горе-родителям решить самые острые бытовые проблемы, оформить нужные субсидии и пособия, организуют обследование и лечение детей. Около 400 еще не утративших начисто свои материнские и отцовские инстинкты граждан в этом году будут закодированы от алкоголизма за государственный счет.

Говорят, это ни с чем не сравнимая радость: снять с учета еще вчера бедовавшую, а сегодня вполне нормальную семью.

И еще нескольких ребятишек уберечь от мучений и сиротства.

Обратите внимание! Как распознать беду?

В первую очередь взрослых должны насторожить синяки, ссадины, порезы, ожоги на теле ребенка и другие повреждения, происхождение которых непонятно. Если ребенок постоянно грязен, ходит в одежде, не соответствующей сезону, не получает должного ухода и лечения, а родители не обеспечивают его образования – все это признаки пренебрежения потребностями ребенка и нарушения его прав.

Косвенным свидетельством того, что ребенок подвергается насилию, также может являться резкое снижение веса, нарушение сна (кошмары), недержание мочи, немотивированный отказ проходить медицинский осмотр, постоянная подавленность и необъяснимые страхи.

Дети, подвергающиеся физическому и особенно сексуальному насилию, часто боятся прикосновений, у них мало или нет друзей, они не доверяют взрослым, могут совершать суицидальные попытки, убегать из дома, боятся оставаться наедине со взрослыми. Нередко они проецируют то, что с ними происходит, в содержание своих игр и рисунков.

 Детали

В Томской области на сегодня состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД 1 520 неблагополучных семей.

В первом квартале 2008 года в отношении несовершеннолетних в Томской области было совершено 370 преступлений. Из них: побои и причинение легкого вреда здоровью – 69 фактов, угроза убийства – 16, преступления против половой неприкосновенности (включая изнасилование и развратные действия в отношении несовершеннолетних) – 19, вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией – 1 случай.

Помочь томским детям, оказавшимся в беде, могут психологи и социальные педагоги в 12 социально-реабилитационных центрах (СРЦ). В прошлом году самостоятельно за помощью сюда обратилось 80 детей. За 2007 год в СРЦ Томской области поступило 17 детей, пострадавших от насилия в семье. Еще 347 детей были изъяты в приюты из семей, где они находились в социально опасном положении.

По данным статистики, ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избивают родители, для некоторых это заканчивается смертью. Более 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия, а 7 тысяч становятся жертвами сексуальных преступлений.

Комментарий специалиста

Шлепки под запретом

Начальник отдела профилактики безнадзорности несовершеннолетних Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Вера Якимович:

— Обычно, когда говорят о насилии, имеют в виду его крайние случаи – побои, сексуальное насилие и т.д. К понятию «физическое насилие» также относятся шлепки, толчки, резкие удары, пощечины и другие грубые и нежелательные воздействия, которые могут нанести вред ребенку. Физическое насилие также может выражаться в форме косвенных действий (например, запирание ребенка в замкнутом помещении – в кладовой, ванной, туалетной комнате).

К психологическому (эмоциональному) насилию специалисты относят разные формы угроз, изоляции (от членов семьи, друзей, сверстников), унижения и оскорбления. Разновидностью насилия также является пренебрежение основными потребностями ребенка, которое приводит к ухудшению его физического или психического здоровья.

 Куда обратиться за помощью

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Адрес Телефоны, e-mail

«Огонек» 634012, г. Томск,ул. Артема, 9 55-55-92, 56-38-99 ogonek@mail.tomsknet.ru

«Друг» 634015, г. Томск, ул. Куйбышева, 1 73-79-30, 72-68-09, 73-80-03 ogudrug@mail.ru

«Луч» 634027, г. Томск, Кольцевой проезд, 10 72-37-63, 72-37-91 priutluch@ngs.ru

Телефон доверия ООД ПДН 28-10-35.

Телефоны доверия УВД: 54-04-20, 49-72-64.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 10 =