Музыка ног Виктора Петроченкова

Одним нравится балет, другим – танго, третьих заводит брейк-данс. Но нет ни одного человека, которого бы оставила равнодушным «музыка ног» — чечетка. Этот танец нынче не в моде — профессиональных российских чечеточников можно пересчитать по пальцам. Томичам повезло, в нашем городе живет Виктор Петроченков, который отдал 20 лет своей жизни этому завораживающему танцу.

Бывает, Виктор просыпается ночью и не может уснуть – в голову приходят идеи для нового номера. А когда-то он не то что чечеткой, даже танцами не думал заниматься.

— Еще в детстве я решил – быть мне музыкантом. В школьном ансамбле играл на гитаре и на ударных, в армии – на трубе, — рассказывает Петроченков. — Так что, когда пришло время получать образование, у меня не было сомнений, куда идти, – колледж культуры, музыкальное отделение. А вот приемная комиссия решила иначе. Мужчина из «приемки» на меня посмотрел и говорит: «Что ты будешь на балалайках всю жизнь трянькать, давай лучше на хореографическое поступай». Я подумал: «Почему бы и не попробовать? Играть уже умею, посмотрим, могу ли танцевать». Оказалось, что могу…

Когда «корочки» хореографа были на руках, перед Виктором встал вопрос – что дальше? Эстрадными танцами все занимаются, преподавателей балета хватает, хотелось чего-то необычного. Тут, как по заказу, по телевизору показывали фильм с участием Фреда Астера, классика степа. И Петроченков влюбился в чечетку… Решил — несмотря ни на что, научится также отбивать степ, а может, и лучше…

— Было тяжело. Приходилось учиться у телевизора, — делится степист. — Это сейчас в любой магазин зайди, тебе предложат десяток дисков, а тогда за счастье были два фильма в год, ведь этот танец до определенного времени у нас считался буржуйским, часто его не показывали. Вот так смотришь фильм и пытаешься запомнить все движения. По кусочкам я свою науку собирал.

Чтобы как-то тренироваться, Петроченков соорудил себе дома «сцену» — две доски ДВП (одна для соседей, чтобы шуму было меньше, другая — для себя), сделал первые туфли, которые, кстати, он бережно хранит до сих пор.

— С туфлями для чечетки всегда были проблемы, а это же главный инструмент. Ну, обувь – ладно, в каждом магазине продается, а где взять набойки? С первыми набойками мне друг помог, — вспоминает Виктор. – Он привез одну пару из Англии, отдал их на завод, там по шаблону ему отлили несколько штук. Одни достались мне. И я стал экспериментировать – отдирал резину, прикручивал набойки, снова отдирал. В итоге они получились невероятно тяжелыми. Но приходилось танцевать в них, выбора-то не было. Сейчас я на них прыгать бы не стал. Но тогда и такие туфли были в радость.

Сегодня, когда Петроченков стал асом в степе, когда половину номера он может без проблем сымпровизировать, у него появилась новая мечта – научить чечетке других людей. Желающих, по словам Петроченкова, достаточно. После каждого выступления хоть один да подойдет, поинтересуется, где можно научиться отбивать чечетку. Но пока школа не открыта, он в одиночестве танцует свою «музыку ног».

Татьяна ВИШНЕВСКАЯ

 

 

В начале 1990-х годов, когда Владимир Петроченков уже вплотную занимался чечеткой, ему предложили поехать на гастроли в Италию. Он отказываться не стал – хотелось и себя показать, и мир посмотреть. — В Италию я ездил несколько раз с группой томских девчонок. В наших номерах они танцевали эстрадные танцы, а я в центре – чечетку, — рассказывает Петроченков. — С гастролями объездили всю страну, и везде нас встречали полные залы народа, несмотря на то, что чечетка для итальянцев не диковинка, как для русских, к примеру. Я бы, может, там и остался в итоге жить, но поехал в Томск за новой группой, одел, обул их, а тут закрывают для россиян въезд в Италию. Пришлось оставаться в Томске, о чем, кстати, совершенно не жалею. А мои девочки, с которыми я на гастроли ездил, там так и остались. Можно сказать, что чечетка дала им дорогу в жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 14 =