Хранитель порядка Виктор Горбовский

Виктор Горбовский знает наизусть практически все российские сериалы и фильмы о работе милиционеров. Такое кино он смотрит с профессиональной точки зрения: знает, где показаны реальные события, а где — художественный вымысел. Он не киноман, не сценарист и не режиссер. Просто каждый день его жизни – тот же сериал. Он уже семь лет работает участковым Кировского района.

С Виктором мы встретились в участковом пункте милиции, который находится в общежитии РТФ (в студгородке на Южной). Ради меня он согласился провести внеплановый рейд, чтобы показать одну из сторон работы участкового. Я надеялась, что мы поймаем нарушителя порядка, Виктор Александрович – что все будет спокойно:

— Думаю, сегодня будет тихо – середина дня, все на учебе или на работе, никакого праздника нет.

Как и предсказывал участковый, ни одного нарушителя порядка мы не встретили. Зато Виктор, проводя экскурсию по дворам, рассказал об этой сложной, нервной, но очень важной профессии.

— Я этого не помню, но, как рассказывала моя первая учительница, в детстве я мечтал стать военным. Можно сказать, детская мечта осуществилась, стал работать в смежной профессии, милиционером, пошел по стопам отца. Это у нас, наверное, семейное — сегодня уже мой сын хочет работать в милиции. А я его отговариваю. Когда шел работать участковым, не думал, что это очень сложная профессия. Тогда все было в розовом цвете, смотрел на своего отца, как и мой сын на меня сейчас, и видел только красивую форму, погоны. У участковых много разной, интересной, опасной, где-то курьезной, где-то страшной работы. С кем-то приходится ссориться, кто-то становится хорошим знакомым.

— Здравствуйте, Виктор Александрович! — на ходу бросает молодая девушка.

— Вот, так часто здороваются. Потому что в районе практически все знают меня в лицо. Бывает, хочется в выходной отдохнуть, спокойно прогуляться по центру. А тебя за час несколько человек остановят, поздороваются. Тут не расслабишься. В гражданской одежде чувствую себя как в форме, лишнего слова не скажу, надо держать репутацию.

— Бывало, что нарушали правопорядок?

— Нет, работа не позволяет. Хотя… было один раз, еще в студенчестве. Скорость на автомобиле превысил, выписали административный штраф.

— В таком случае, памятуя о своем студенчестве, входите в положение нынешней молодежи?

— Со студентами общаться сложно. Но чем сложней, тем интересней. Потому что ситуации бывают самые неординарные, приходится решать вопросы не по шаблону. Лет пять назад был такой случай. Иногородний первокурсник подвыпил и начал буянить. Так как я живу здесь же, меня вызывают в любое время. Двенадцать часов ночи, приводят буяна. Я начинаю у него спрашивать, что да как. А он меня в ответ увольнять начал – да у меня мама там-то работает, она вас в минуту уволит. Я беру телефон мамы, звоню ей и вызываю в Томск. Через день парень пришел вместе с мамой, извинился. Потом до самого выпуска он был моим первым помощником. А по общаге с тех пор слух пошел: да ну его, этого участкового, он родителей вызывает. На тот момент такое решение было самым эффективным.

Проходя мимо окон общежития РТФ, студенты которого недавно отмечали День радио, Виктор Александрович вспомнил о праздниках:

— Я часто охраняю правопорядок на концертах, футболе, школьных выпускных и шествиях. Для кого-то было бы за счастье бесплатно попадать на концерт. Для меня же это работа. С годами каждый сотрудник милиции общественной безопасности начинает в душе недолюбливать эти праздники. Если вдруг, что бывает очень редко, меня не задействовали в праздничные мероприятия, а семья начинает просить – ну пойдем, посмотрим, я на них смотрю с непониманием. Это как уговаривать таксиста, который всю ночь работал, покататься.

— Что самое сложное для вас в работе участкового?

— Знаете, есть много хорошего в этой работе – помогать людям, решать их проблемы, давать советы. Но когда смотришь на алкоголиков, выезжаешь в притоны наркоманов, видишь мальчишек, которые могли бы работать, строить семью, но променяли все это на наркотики, когда ездишь на страшные убийства, ловишь бомжей, которые свободно разговаривают на двух иностранных языках… невольно думаешь: а может, ну ее, эту работу, уехать на рыбалку, на охоту. Я ведь даже заснуть в тишине не могу, телевизор включаю.

— Тогда почему не бросаете?

— Потому что бросить такую работу сложно. Многие не выдерживают, уходят, но те, кто остается, работают здесь до конца. Потому что работа сложная, но, по большому счету, благодарная. Те, кому сумел помочь, всегда приходят и говорят спасибо. Поверьте, это «спасибо» многого стоит.

Татьяна ВИШНЕВСКАЯ

 

В своей профессии Виктора Горбовского обижает не маленькая зарплата, не 16-часовой рабочий день, а неуважение обычных граждан к милиции: «Недавно знакомый рассказал историю. Отец пугал своего сына – не будешь слушаться, дядя-гаишник придет. То есть изначально в человеке закладывают, что гаишник, милиционер – это зло. Но мы же не пугало, чтобы нами пугать. Нельзя по одному нерадивому работнику чесать всех под одну гребенку. Я и взрослых никогда не пугаю. Стараюсь разговаривать всегда тихо и спокойно. Не имею права кричать, с людьми же работаю».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три − 1 =