Как нам АУкнется?

Детсад № 5, спортшкола № 3 и «Хобби-центр» к концу года станут автономными учреждениями

Три томских образовательных учреждения – детский сад № 5, ДЮСШ № 3 и «Хобби-центр» храбро шагнули в эксперимент: вызвались участвовать в пилотном проекте муниципалитета по созданию автономных учреждений (АУ). Превратившись из обычных бюджетников в самостоятельные хозяйствующие субъекты, эти три разноплановых учебных заведения вместе со свободой получат, как это водится, немало головной боли.

А что получат дети? Родительская тревога по этому поводу воплотилась в звонки в редакцию:

— Мы слышали, наш муниципальный садик теперь сделают негосударственным, и будут брать огромную плату! Куда нам деваться?

— Ребенок уже пять лет занимается в студии «Пластилин» в «Хобби-центре», сейчас мы не платим ничего. У нас большая семья, и дополнительных расходов мы просто не потянем…

Все эти родительские тревоги «ТН» переадресовали директору департамента экономики администрации Томска Елене Бушмановой.

— Елена Константиновна, какие цели преследует пилотный проект по преобразованию муниципальных образовательных учреждений в автономные?

— Главная цель – начать более правильно, эффективно расходовать бюджетные средства, а также увеличить качество и объем образовательных услуг. Понятно, что с этим проектом связываются и дополнительные надежды власти: те расходы, которые могут на себя взять горожане, все же снять с бюджета…

— Значит, бесплатного дополнительного образования действительно станет меньше?

— Нет, по закону при создании автономного учреждения путем преобразования существующего не может быть сокращено бюджетное финансирование и не может быть изъято имущество, необходимое для оказания услуг в прежнем объеме. Власть сформирует для «Хобби-центра», спортшколы № 3 и детского сада № 5 муниципальное задание на тот объем услуг, которые сегодня существуют.

— И чем такое финансирование будет отличаться от обычного бюджетного?

— Субсидии, выделяемые на выполнение муниципального задания, автономные учреждения смогут тратить как сочтут нужным, а кроме того, у них появится возможность зарабатывать средства самостоятельно путем оказания дополнительных качественных услуг. Автономные учреждения будут иметь счета в банках, они смогут привлекать кредиты…

АУ и штатное расписание будут сами формировать, и в оплате преподавательского труда у них полная свобода. Захотят удержать, скажем, особо талантливого тренера – имеют полное право платить ему любую зарплату, какая учреждению под силу. Все образование сейчас переходит на новую систему оплаты труда, там все идет строго по схеме, прописанной Федерацией. АУ вольны решать самостоятельно, переходить на эту систему или остаться, к примеру, на тарифных сетках…

— Понятно — кого же не обрадует уход от сметы… Но где гарантия качества услуг (хоть платных, хоть бесплатных)? Контроль со стороны муниципалитета останется?

— О, контроля меньше не станет, уж поверьте! Учреждения будут отчитываться перед всеми: перед налоговой, бюджетом, общественностью. И даже публиковать свои отчеты в СМИ.

Очень жесткий контроль возникнет со стороны родителей и собственника. В АУ обязательно создается наблюдательный совет. И, кстати, все вопросы относительно стоимости платных услуг и их видов также будут обсуждаться коллективно. Например, придумает себе руководитель АУ: оценю-ка я услугу «бальные танцы» в 1 тысячу рублей! А куратор от департамента ответит: мы провели мониторинг среднегородских цен, и считаем, что за тысячу к вам не придет никто, так что подумайте и установите более реальную цену…

— Но, возможно, что педагогам удобнее учить 10 таких вот «дорогих» детишек, чем возиться с полусотней за плату, в пять раз меньшую…

— Десять «дорогих» — это же риск! И никакого развития. А учреждениям захочется развиваться, вот увидите. Конечно, могут быть эксклюзивные дорогостоящие виды услуг, совершенно новые… Но в любом случае АУ будет остро заинтересовано в увеличении количества своих посетителей.

— Чего ожидаете от этого экперимента?

— Появятся новые интересные программы, студии, кружки, услуги. Быстро укрепится материальная база. И детей в этих учреждениях станут обучать гораздо больше, чем сегодня. Мы уверены, что население при этом ничем не рискует – тот объем бесплатного дополнительного образования, который есть сейчас, сохранится. Более того, ситуация станет конкурентной, а значит, и цены в других частных образовательных учреждениях за счет этого вполне могут снизиться, если предложений на рынке станет больше.

 

Комментарии

Директор ДЮСШ № 3 Виктор Дубинин:

— В прошлом году в нашей спортшколе занималось 580 детей, нынче уже 780, с ними работают 44 педагога. Преобразовавшись в АУ, мы сможем, например, организовать у себя платные группы для малышей. Сегодня по уставу мы имеем право принимать детей с 5 лет, а иной раз родители приводят 3-4-летних ребятишек, которые тоже нуждаются во внимании. Также стоило бы организовать и оздоровительные группы для школьников – не всем же быть спортсменами-звездами, многие хотят заниматься гимнастикой для своего развития. Сейчас для этого у нас не хватает ставок педагогов. Получив больше свободы, мы пригласим тренеров-почасовиков. Правда, кардинально увеличить число занимающихся у нас детей мы не сможем – наши залы и сейчас расписаны с утра до вечера.

Директор «Хобби-центра» Максим Савенков:

— Преобразование в АУ было бы настоящей революцией для нас, случись это в 2006 году, когда впервые заговорили об этом. Но сейчас уже произошли достаточно серьезные изменения в образовании, оно скоро целиком перейдет на подушевое финансирование. Понятно, что АУ будет рыночным субъектом. Определенные риски здесь есть: не до конца понятно с налоговым режимом, он, очевидно, будет гораздо жестче, чем у бюджетников. Зато правила игры станут гораздо прозрачнее.

У «Хобби-центра» есть опыт предоставления платных услуг, ведения предпринимательской деятельности. Так что страха перед завтрашним свободным плаванием у нашего коллектива нет.

Наш бюджет на 80 процентов состоит из муниципальных денег, на 20 – из доходов от платных услуг, грантов и благотворительных средств. У нас обучаются около 2 тысяч детей, из них 1 600 – на бюджетной основе. 60 педагогов ведут работу с детьми в 20 творческих объединениях.

Сейчас сектор дополнительного образования, особенно дошкольного, в Томске развивается достаточно бурно. Частники в большинстве своем действуют полулегально, мы им проигрываем организационно. Они – полностью в рынке, мы – одной ногой.

Мы намерены в первую очередь развивать платные услуги семьям с детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет) и дошколятам (4-7 лет), а также старшеклассникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *