Угол зрения: Правовое бездорожье

Большие стройки в последнее время порождают большие конфликты. Многие помнят столкновения между московскими властями и застройщиками с одной стороны и жителями Южного Бутова – с другой, о которых много писала пресса в прошлом году. Более свежие примеры — похожие конфликты в Сочи. Власти обвиняют собственников жилья и земельных участков, что они пользуются моментом, вздувают свои требования до фантастических сумм и срывают великие стройки. Другая сторона говорит о священном праве собственности, которое долгое время попиралось в нашей стране.

Складывается впечатление, что власть еще не выработала правовых процедур, необходимых для того, чтобы минимизировать количество столкновений «стенка на стенку». Нет такого опыта и в Томске. (Поджоги «деревяшек» в течение многих лет – во многом отражение той же ситуации, конфликта интересов между властью, застройщиками и жителями.)

Критики ругают городскую думу Москвы, которая предложила поправки к федеральному Земельному кодексу — эти поправки разрешают государству конфисковать земли любой формы собственности под строительство муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры (переговорный процесс тоже предусмотрен). Жесткая и очень спорная позиция. Но, по крайней мере, она есть. Желательно, чтобы и в Томске какая-либо позиция была четко сформулирована.

Подготовка законов и других нормативных актов – дело долгое. Но городская власть может уже сейчас активнее участвовать в разрешении конфликта, а не подставлять под удар строителей. Например, создать рабочую группу, в которую бы вошли чиновники, депутаты, независимые эксперты, скажем, члены Общественной палаты Томской области (не все ей духовно-нравственным воспитанием заниматься). Быть может, часть проблем удастся решить, не доводя их до суда, без потери времени.

Говорят, что конфликты в подмосковном Бутове и на улице Балтийской имеют разную правовую основу. На окраине Москвы люди бились за свою собственность, которую, как они считали, оценили очень дешево. В Томске дорога проходит по муниципальной земле. И расселение почти 100 квартир, с этой точки зрения, роскошь, которая ставит под угрозу весь проект.

Тем не менее, если есть опасения, что условия жизни в поселке после строительства дороги значительно ухудшатся, их нужно оценить, проверить. Если опасения подтвердятся, нужно честно сказать об этом и предусмотреть механизм компенсации. Обязательно привлечь независимых экспертов и дать общественности подробную информацию. Тогда доверия к действиям власти будет больше.

Алексей ХОПРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *