ОБОРОННЫЙ ОБЪЕКТ: Сибхимкомбинат против жильцов дома по ул. Белинского, 32-б

Евдокия Лазаревна Селина живет в доме на ул. Белинского, 32-б, уже почти 57 лет – ордер на квартиру № 5 семья Селиных получила 24 декабря 1951 года.

— Все светила медуниверситета в возрасте старше 50 лет имели честь быть ее учениками, — сказал об Евдокии Селиной, заслуженном враче РФ, хирурге высшей категории, 60 лет возглавлявшей кафедру общей хирургии СибГМУ, ректор университета Вячеслав Новицкий.

В мае прошлого года Евдокия Лазаревна узнала, что она, равно как и остальные жильцы дома по ул. Белинского, 32-б, проживает в «нежилом строении», принадлежащем Сибирскому химическому комбинату. Со всеми вытекающими последствиями — в приватизации квартиры Селиным отказано. Семья обратилась в суд — пытаются оспорить признание дома нежилым:

— На суде юрист СХК сказал: они не скрывают процесса акционирования СХК и планируют внести объект недвижимости в уставной капитал комбината.

Суд состоится 29 июля.

История о том, как с подачи СХК глава Территориального управления Росимущества по Томской области Михаил Нужный превратил жилой дом в нежилое строение.

 

Изначально дома по ул. Белинского № 32-а и 32-б были построены для сотрудников госбезопасности, обеспечивавших охрану и режим секретности СХК, который в прежние годы был суперсекретным объектом оборонки и именовался не иначе, как «почтовый ящик № 5». В 1949 году решением Томского горисполкома «почтовому ящику» выделили земельный участок по ул. Белинского «под строительство двух 8-квартирных шлакоблочных жилых домов» (выделено нами. – Н.К.), которые введены в эксплуатацию 24 декабря 1951 года (решение Томского горсовета № 1041, утвердившее акт приемки домов).  

50 лет истории

Первым ордер на вселение в квартиру № 5 дома по ул. Белинского, 32-б, получил ныне покойный подполковник госбезопасности Александр Филиппович Селин с супругой Евдокией Лазаревной. Ордер датирован 22 декабря 1951 года и являлся, как написано в нем, основанием для заключения договора на наем жилого помещения (выделено нами. – Н.К.). Впоследствии в этом доме проживали многие известные не только в Томске, но и далеко за его пределами люди. К примеру, кардиохирург Викентий Викентьевич Пекарский — ученый с мировым именем, новаторским методам которого, по свидетельству ректора СибГМУ Вячеслава Новицкого, стоя аплодировали в Лондоне ведущие хирурги мира.

Итак, изначально и затем несколько десятилетий во всех документах два дома на ул. Белинского именовались только как жилые. А потом…

Тайны метаморфоз

Суть конфликта жильцов дома с СХК: уже почти два года юристы комбината пытаются доказать, будто здание на ул. Белинского, 32-б, было возведено как нежилое строение и таковым является. Со всеми вытекающими последствиями для людей, многие годы живущих в доме…

А начиналось все нормально. Когда часть людей намерилась приватизировать квартиры, прежнее руководство СХК в лице бывшего генерального директора Владимира Шидловского препятствий чинить не стало. 7 октября 2004 года СХК по согласованию с территориальным управлением Росимущества (оно выступало в качестве представителя собственника домов, так как здания являются федеральной собственностью и находятся лишь в хозяйственном управлении СХК) заключил с семьями Селиных и Трениных договор о передаче им в собственность квартир по ул. Белинского, 32-б.

Однако, когда жильцы попытались зарегистрировать этот договор в Росрегистрации, им было объявлено: сделать это невозможно — дом является нежилым строением… В мае 2007 года жильцы дома по ул. Белинского, 32-б, всего с недельным интервалом получили два взаимоисключающих документа: по заключению Бюро технической инвентаризации Томска дом числился жилым строением, по документу из управления Росимущества по ТО – уже имел статус нежилого строения.

Так каким же образом за два с половиной года дом по ул. Белинского, 32-б, так круто поменял статус? (Напомним: под договором от 7 октября 2004 года, признающим дом жилым и право граждан на приватизацию квартир, стоит и подпись руководителя управления Росимущества по ТО Михаила Нужного, ныне томящегося в СИЗО). Так вот, судя по выписке из реестра федерального имущества по Томской области, метаморфоза с изменением статуса дома произошла именно в ведомстве Михаила Нужного — 5 марта 2007 года. На эту дату ссылаются и в Росрегистрации, и юристы СХК. Ссылок на более ранние даты в документах, которые запрашивают и получают жильцы, пытающиеся защитить свои права, ни одно ведомство почему-то не дает…

На улицу?

Жильцы с Белинского, 32-б, говорят: представители СХК ни разу не вышли с ними на контакт. Люди вообще ничего не знают о намерениях комбината относительно дома (будут выселять, предложат что-то взамен?), поэтому, естественно, очень нервничают.

— Не на улицу же нам идти! Всю жизнь тут прожили, и вдруг оказывается – дом нежилой, квартиры не наши, — недоумевает фронтовик Виктор Епифанович Письменников, проживающий в одной из квартир дома по ул. Белинского, 32-б. – Нас же с ордерами заселяли — договор, прописка… Воинской части, охраняющей СХК, 21 год отдал, неужели жилье не заработал?

Тревога ветерана имеет серьезную основу: по иску СХК суд Кировского района г. Томска принял решение о выселении его соседей, супругов Трениных, из квартиры на ул. Белинского, 32-б. (Здесь следует отметить, что по ряду причин на эту квартиру у Трениных не было договора социального найма.)

Семья Селиных, напуганная и возмущенная таким развитием событий, сама обратилась в суд — пытается оспорить решение о признании дома нежилым:

— На суде юрист СХК открыто сказал: они не скрывают процесса акционирования СХК и планируют внести объект недвижимости в уставной капитал комбината.

Поясним: по закону жилые дома нельзя внести в уставной капитал предприятия, а нежилые — можно.

Суд по иску Селиных состоится 29 июля.

Евдокия Лазаревна Селина не смогла участвовать в разговоре с корреспондентом «ТН» — болеет, не встает с постели.

P.S. Редакция «ТН» обратилась за комментариями на СХК. Но к моменту сдачи номера в печать он не поступил. «ТН» готовы опубликовать точку зрения СХК в любом последующем номере.

Неля КОСТЯЕВА и Владимир СМОКОТИН

 

комментарий

Мы поддержим жильцов

Заместитель руководителя Росимущества по Томской области Светлана Евтушенко:

— Давайте по порядку: да, согласно сведениям из реестра федерального имущества, который ведет наше управление, дома на ул. Белинского фигурируют под разными статусами. Поясню: реестр формируется по информационным картам учета, которые нам в управление предоставляют федеральные предприятия (в данном случае – СХК), в них и указывается тип строения, но с приложением подтверждающего документа. И, согласно этим картам, статус объектов недвижимости на ул. Белинского в реестре менялся. Сначала, до 2000-х годов, дом на Белинского, 32-а, значился жилым, а 32-б как гостиница. Позже, согласно карте СХК, когда предприятие заключало с жильцами договоры социального найма, дом на Белинского, 32-б, тоже стал именоваться жилым. Но в 2007 году СХК представило в Росимущество новую карту, где упомянутый дом фигурирует уже как нежилое строение. В подтверждение этого СХК приложил техпаспорт, на основании которого мы вынесли изменения в реестр: дом стал нежилым.

Почему такой статус определил Томский центр технической инвентаризации? Очевидно, потому, что в доме на первом этаже находится гостиница: по закону дома, где расположены такие помещения, автоматически признаются нежилыми. Но я согласна, что в данном случае ситуация спорная, ведь более 50 процентов здания – квартиры.

Более того, СХК ведет себя, мягко говоря, непоследовательно: если в свое время предприятие заключило с жильцами договоры социального найма (такие договоры есть у всех жильцов. – прим. авт.), это значит, что комбинат признал, что здание относится к жилому фонду.

(Подчеркну, именно на основании договоров соцнайма согласно Жилищному кодексу граждане и получают право на приватизацию.) К тому же когда одна из семей обращалась на предприятие с заявлением разрешить приватизацию квартиры, между жильцами и СХК был заключен договор передачи квартиры в собственность (этот договор наше управление тоже согласовало), но когда люди подали документы в Росрегистрацию, оказалось, что СХК уже зарегистрировало нежилое строение…..

Позиция нашего управления – жильцы этого дома при наличии договоров социального найма, безусловно, имеют право на приватизацию (если ранее им не воспользовались). Но это право можно доказать только через суд, куда каждому жильцу советую обратиться. Причем чем быстрее, тем лучше – не секрет, СХК готовится к акционированию, в связи с чем проводит инвентаризацию имущества. Если истцы заявят, что в суде нужна позиция нашего управления, мы обязательно поддержим признание права граждан на имущество.

Добавлю, как показывает местная судебная практика, жильцы при наличии договоров соцнайма суды выигрывают – недавно было вынесено 30 таких решений по делу общежития «Контура». Аналогична и практика Верховного суда РФ – решения в пользу граждан.

Еще со своей стороны обещаем, что на следующей неделе проведем совещание с представителями СХК на эту тему.

 

Жильцы дома по ул. Белинского, 32-б, говорят: представители СХК ни разу не вышли с ними на контакт. Люди вообще ничего не знают о намерениях комбината относительно дома (попытаются выселить, предложат что-то взамен?), поэтому, естественно, очень нервничают. И возмущены.

 

Жилое-нежилое строение в престижной центральной части Томска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + двадцать =