Энергия развития

Томичам, не познавшим «прелестей» веерных отключений и электроснабжения по графику, как-то трудно пока осознать реальность надвигающейся на регион угрозы энергодефицита. Лишь предприниматели уже столкнулись с этой проблемой, да и те списывают трудности с подключением своих производств к электричеству на зловредный монополизм энергетиков…

А между тем проблема нехватки энергии встает перед Томской областью в полный рост. И с высоты этого роста она вполне может зарубить все амбициозные томские проекты. Остановить развитие региона. Погрузить его в своеобразный анабиоз. Сделать Томск для России ничем не примечательной, заштатной, глухой провинцией.

Сколько электроэнергии потребуется, чтобы поднять и переработать 100 млн. тонн бакчарской руды? На освоение правобережья? А многочисленным инновационным предприятиям, которые скоро как грибы после дождя нарастут в ТВЗ?

Без введения новых энергомощностей развитие в принципе станет невозможным.

О том, что входит в понятие «энергобезопасность региона», об экологической и экономической безопасности различных видов источников энергии на прошлой неделе в ходе СМИ-клуба рассказали томским журналистам первый заместитель губернатора Томской области Сергей Точилин, а также физики — профессор ТПУ Игорь Шаманин и доцент ТПУ Феликс Кошелев.

 Уголь, газ или атом?

Феликс Кошелев:

— Предлагаю сравнить несколько цифр. Для того чтобы выработать 2 300 МВт (планируемая мощность Северской АЭС), угольная станция должна сжечь 10 млн. тонн угля в год. Вы только представьте – это 600 вагонов в сутки! И обойдется такая энергия нам в 46 млрд. рублей при нынешних ценах.

Газ более экологичен, и по сегодняшним ценам (190 долларов за 1 тыс. кубометров) требуемые для производства данного количества энергии 8 млрд. кубов будут стоить области 23 млрд. рублей. Однако такого количества своего газа у Томской области нет. Да и российские внутренние цены в самое ближайшее время подтянутся к мировым — 400 долларов…

Теперь сопоставим все это с показателями АЭС: в год ей требуется 70 тонн сырья – это всего один вагон. Стоимость топливной составляющей – 1,2 млрд. рублей.

Дешевое электричество делает производство более конкурентным и жизнеспособным. Такая вот арифметика…

И, кстати, экологи, чья психика не поражена радиофобией, давно признали большую безопасность ядерной энергетики по сравнению с тепловой. Угольная станция средней мощности ежегодно выбрасывает 400 кг ртути. С золой и пеплом тепловыми станциями выбрасывается большое количество окислов тяжелых металлов (свинец, уран), миллионы тон окислов углерода и азота. А живущие вблизи АЭС люди получают годовое облучение, сравнимое с дозой однократного рентгеновского снимка зубов.

Технологии третьего тысячелетия

Игорь Шаманин:

— Затраты на безопасность АЭС составляют 40 процентов стоимости производимой ею гигакалории. Понятно, что корни российской радиофобии нужно искать в 1986 году, в Чернобыле. Эта трагедия отбросила нашу ядерную энергетику лет на 20 назад… Но надо же понимать, что сейчас речь идет о совершенно разных типах реакторов! Планируемый в Северске ВВЭР-1000 – не урано-графитовый. Его можно оставить без управления на целые сутки. И в нем много степеней защиты.

Феликс Кошелев:

— В 1974 году на реакторе ВВЭР в США случилось самое страшное – расплавление защитной зоны, но за колпак ничего не вышло. Противники строительства АЭС в Томске припоминают нам проблемы, случавшиеся в разное время на СХК, но это же были технологии 1960-х годов! Мы же сейчас обсуждаем технологию третьего тысячелетия.

Не упустить выгоду

Сергей Точилин:

— Работа по организации строительства Северской станции идет по графику в соответствии с нормативными документами, с постановлением правительства об утверждении генеральной схемы развития атомной энергетики. Сейчас мы находимся на стадии обоснования инвестиций.

Поясню: над экспертизой безопасности проекта атомной станции теплоснабжения (АСТ-500), которую хотели строить в Северске в 1990-е годы, работала комиссия в составе 35 докторов наук и 17 кандидатов! Они предусмотрели даже самые невообразимые риски, вплоть до влияния нового объекта на насекомых. Вероятность повреждения активной зоны (с учетом неправильных действий персонала) – 5,6 умножить на 10 в минус восьмой степени. Это вероятность падения метеорита на голову человеку… Но и в таком невообразимом случае, утверждают специалисты, потребуется эвакуация людей в радиусе всего 600-800 метров!

Главный бонус, который получат томичи – это низкая себестоимость произведенной на АЭС энергии. Замечу: потери от того, что в области не был реализован очень скромный по сравнению с этим проект строительства АСТ-500, составили 50 млрд. рублей, а упущенная в связи с этим выгода примерно втрое больше.

Надо иметь также в виду, что строительство АЭС в Северске даст импульс развитию нашего образовательного комплекса, которому предстоит подготовить большое количество самых разных специалистов.

И, кстати, средняя заработная плата на атомных станциях России сейчас составляет 26-32 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =