Анатолий Кобзев: Мы не хотим быть могильщиками

На уличном концерте после недавнего карнавала ведущий разогревал публику:

— С Днем России, томичи! С Днем города! Устроим перекличку: кто сегодня пришел на площадь? ТГУ здесь?.. А ТПУ? ТУСУР?.. СибГМУ?.. ТГАСУ?

Толпа отвечала неизменно дружным ревом. Отзывались как молодые, так и весьма зрелые граждане, давным-давно отучившиеся в этих вузах, но навсегда сохранившие в душе свою принадлежность к альма-матер…

Эта картинка – маленькая, но весьма убедительная иллюстрация того, что является истинной уникальностью Томска, единственного в России города, в уставе которого прописана градообразующая роль научно-образовательного комплекса.

Об этом знают и говорят с самых высоких трибун. Вот губернатор на недавнем совещании подчеркнул, что будущее Томска теснейшим образом связано с будущим его университетов: «Не будет университетов – не будет инноваций, не будет развития, не будет Томска». И поручил подчиненным изучить управленческий опыт европейских университетских городов (Кембридж, Оксфорд) — для «проработки и дальнейшего продвижения на федеральном уровне модели федерального научно-образовательного центра, в том числе на базе Томска и его университетов».

Но федеральный научно-образовательный центр – это пока лишь некая расплывчатая инициатива регионального уровня. А вот федеральные университеты уже реально существуют. Их пока два – в Красноярске и Ростове. В ближайшее время должны быть созданы еще около 10. И, по логике, Томск в их числе.

Однако ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев считает: о применении в Томске нынешней модели федерального университета даже помыслить страшно…

Большой – не значит лучший

— Анатолий Васильевич, почему мощные университеты опасаются присвоения им федерального статуса?

— Сама по себе идея градации университетов по уровням вполне здравая, ей уже около десятка лет. Вопрос начал решаться при проведении конкурсов инновационных вузов, когда были определены 57 ведущих университетов страны.

— И что потом?

— Кому-то пришла идея создания федеральных университетов. Хотя в реальности у нас федеральные вузы существовали всегда – МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет. Они и финансируются по усиленным нормам, отдельной строкой в бюджете, и собирают лучших абитуриентов со всей страны…

— Каков же их результат?

— МГУ 250-й в мире… Тем большую улыбку вызывают высказывания чиновников о том, что, создав федеральные университеты, мы быстро войдем в первую сотню ведущих университетов мира. Я всем говорю: давайте хоть один вуз дотянем до первой сотни — станет ясно, что делать с остальными. И для этого надо не бумаги подправлять, а поднимать на новый уровень научные школы. Доводить их до мировой известности, отстраивать вокруг них университетское образование, превращать университеты в центры инноваций. То есть это очень большая, кропотливая, длительная работа.

— Укрупнение требуется?

— Это совершенно ошибочная идея, на мой взгляд. К МГУ никого и не присоединяли. И к Санкт-Петербургскому госуниверситету тоже. И, кстати, в первой десятке университетов мира все «маленькие». На первом месте MIT – он меньше ТУСУРа (у нас 15 тысяч студентов, в ТПУ и ТГУ по 25, а там — 10 тысяч). На втором месте Стэнфорд или Гарвард – по 16 тысяч студентов. В Оксфорде – 17 тысяч. В США есть университеты и по 100 тысяч, но они очень далеки от первой десятки… Это нелепая идея – получить быстро большое количество студентов, соединив вузы в какой-то странный конгломерат, сделав это даже не территориально, а на бумаге.

Признать эксперимент неудавшимся

— Но два больших федеральных университета уже созданы…

— Результат-то плачевный! Эксперимент надо признать неудавшимся. Управляемость вузами снизилась. Например, в Красноярске в результате преобразования исчез 50-летний Красноярский государственный технический университет – большой, как ТПУ, подготовивший более 70 тысяч выпускников. Если бы он хоть институтом в СФУ вошел – нет, расформирован полностью! Часть факультетов ликвидирована, часть вошла в другие институты… Получилось ровно по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда.

— Там, в федеральных университетах, говорят, большие деньги…

— Это тоже легенда: выдающегося финансирования в федеральных университетах нет. К тому же процедура слияния очень дорогостоящая и длительная, примерно на год. Надо сначала ликвидировать юридические лица, разобраться с активами, землей, потом провести слияние, передачу всего этого новому юрлицу — это еще полгода… Федеральные университеты объявлены, но юридически ничего еще не сделано. Этот опыт не продемонстрировал нам пока ни одного положительного момента. Ни одного!

— Может, стало меньше расходов?

— Ничего подобного! Управляемость и эффективность использования ресурсов резко снизились. Как эффективно работать кафедре, где 200-300 преподавателей? Невозможно. В МГУ, например, несколько кафедр физики… Зато теперь в Южном федеральном университете, чтобы подписать любую мелкую бумагу, ездят из Таганрога за сто с лишним километров в Ростов. Ежедневно!

— Там объединили три сильных университета, значит, ЮФУ стал втрое мощнее?

— Если бы! Раньше они выигрывали по шесть-восемь крупных грантов на троих, сейчас – один на всех. Другой пример: теперь эти вузы должны всякий раз проходить процедуру сводки лотов при объявлении конкурса на любую работу. Надо Таганрогскому радиотехническому университету траншею выкопать – жди, когда такая же нужда у остальных появится. Сведение этих интересов удлиняет процедуру конкурса (и без того долгую и тяжелую), по крайней мере, еще на месяц.

— Обсуждалась идея строить новые федеральные университеты вообще на пустом месте…

— Только чиновникам могла прийти в голову мысль, что созданный в чистом поле университет можно одними деньгами вывести на мировой уровень. Рационального тут ничего нет. Университет появляется не там, где деньги, а там, где сформированы сильные научные школы. На это требуются десятилетия! Тот, кто соединил идею создания федерального университета с идеей слияния, просто враг образования.

Без политики

— Если эту схему применят в Томске, кого с кем будут объединять? У нас-то все университеты рядышком…

— Когда-то из ТПУ выделились ТУСУР и ТГАСУ. Это был естественный процесс, он пошел на пользу региону и российскому образованию в целом. Новые вузы начали интенсивно развиваться, у них появилось свое лицо. ТУСУР сегодня – носитель инноватики в Томске. Мы – четвертый технический университет в России. Победители первого конкурса инновационных вузов. Мы создали первый в России студенческий бизнес-инкубатор. Сконцентрировали вокруг университета малый и средний бизнес. Мы первые в России создали учебно-научно-инновационный комплекс. Начали генерацию волны предпринимателей, выиграли общероссийский конкурс на эту тему.

Исчезновение ТУСУРа нанесет прямой вред области. Наша команда в такой ситуации, конечно, работать не будет — не хотим быть могильщиками своего университета. Уничтожение ТУСУРа было бы преступлением. Как преступлением против образования и против России было бы объединение ТПУ и ТГУ.

— Разве могут два университета в одном городе быть федеральными? Тогда надо выбирать лучший…

— Почему нельзя сделать два федеральных вуза в одном городе, никто внятно объяснить не может. И почему их надо сливать, когда они самодостаточны? Они подготовили по 120 тысяч выпускников. Эти университеты – историческое достояние России. Они, по сути, и были федеральными — созданы императором! Им надо просто вернуть этот статус. С Томска начиналось образование в Сибири, все вузы Зауралья создавались на базе факультетов и кафедр ТГУ и ТПУ. Оба университета стоят высоко в рейтинге, победили в конкурсе инновационных вузов.

Мы должны выдвинуть два университета на роль федеральных. Об этом я говорил и на совете ректоров, и на совещании у губернатора. Кстати, про инновационные конкурсы тоже сначала говорили: не может быть два победителя в одном городе. А у нас их три! Это был первый конкурс, где смотрели на существо вопроса, отметая политическую составляющую.

— Окончательное решение примут не в Томске…

— Если два нельзя, надо создавать один — на базе ТГУ. В этом будет историческая справедливость: ему 130 лет, это пионер образования за Уралом. Он очень высоко стоит в российском рейтинге — наступает на пятки МГУ практически по всем показателям. В том числе и по информационно-коммуникационным технологиям (ТГУ в этом рейтинге на 2-м месте, ТУСУР на 5-м, ТПУ – на 20-м).

— А каким тогда видится место ТУСУРа?

— Наш университет уже вошел в число 57 ведущих университетов России. Считаю очень здравой структуру образования, состоящую из нескольких федеральных университетов с усиленным финансированием, кроме того, группы ведущих, с большим коэффициентом увеличения финансирования, и прочих рядовых университетов. Но почему это не реализовать в здравой форме? Зачем соединять несоединимое и идти на жертвы?

Разрушить нашу уникальность, это колоссальное конкурентное преимущество Томска таким образом очень легко…

 

Почему нельзя сделать два федеральных вуза в одном городе, никто внятно объяснить не может. И почему их надо сливать, когда они самодостаточны? Эти университеты – историческое достояние России. Они, по сути, и были федеральными — созданы императором! Им надо просто вернуть этот статус.

 

Это нелепая идея – получить быстро большое количество студентов, соединив вузы в какой-то странный конгломерат, сделав это даже не территориально, а на бумаге.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − двенадцать =