Николай Николайчук: Новую систему поломать почти невозможно

26 июня исполнился ровно год с того дня, как гордума Томска утвердила своего бывшего спикера Николая Николайчука первым заместителем мэра, а фактически – и.о. мэра. В этот юбилейный день Николайчук и стал гостем редакции «ТН».

О короне

— Николай Алексеевич, первый «юбилейный» вопрос. Недавно нашему журналисту передали злую фразу: мол, Николайчуку только дали примерить корону, а она ему уже глаза закрыла. Во-первых, ваш комментарий. Во-вторых, такое чувство, что формируется непримиримая оппозиция…

— Корону на своей голове не чувствую. Какую-нибудь строительную каску – да, но не корону. И тем более, чтобы она мне глаза закрывала. Почему некоторые так говорят? Полагаю, по себе мерят: зачастую те, кто рвется в мэрский кабинет, считают, что там и впрямь корона.

По поводу оппозиции – она всегда нужна. Только желательно, чтобы она не абстрактной критикой занималась, мол, Николайчук плохо работает, а предлагала реальные варианты решения проблем. Но ни одного такого предложения я от своих записных критиков пока не услышал.

— А что бы поставили себе в плюс?

— Две вещи. Во-первых, по-моему, за это время мэрия не провалила ни одного серьезного вопроса. Во-вторых, мы все проблемы решали системно – так, чтобы потом не переделывать.

Набивая шишки

— О системности позже, а сначала о конфликтных историях. Например, пресловутые желтые платежки…

— Это нужно было умудриться — вернуть людям 180 миллионов рублей, которые они переплатили за жилищно-коммунальные услуги, и за это получить в свой адрес такую волну критики! Это стало мне огромным уроком: не уследил за чиновниками, которые стараются сделать как проще, а не как лучше. Но тогда мы высветили системную проблему. Ведь не только мэрия, а все участники процесса были не готовы пересчитывать переплату за ЖКУ. В итоге последовали решения областной Думы, которые поправили методику пересчета. А иначе бы все на прежнем уровне осталось.

— А почему возник конфликт вокруг ремонта коммунального моста? Почему проект на 70 процентов пришлось менять?

— Проект капремонта надо делать на основании исполнительной документации, которая составляется при строительстве. А она не сохранилась! Мост не ремонтировали 35 лет. В итоге, когда начали ремонт, выяснилось: поверх плиты положена сетка рабица, деформационный ящик не инертным материалом заполнен, а бетоном наполовину залит. И так далее. Пришлось искать новые технические решения. Вот и пошли изменения проекта. Но вторую полосу будет делать проще – знаем, с чем столкнемся. Думаю, ремонт будет закончен в срок – к сентябрю.

— Что показала служебная проверка по прозвучавшим обвинениям по поводу некачественного ремонта, нарушений при проведении конкурса?

— Заключение проверки: никаких нарушений нет. Вообще, странно было слышать претензии от коллег из областных структур: по мосту надзор ведут и проектный институт, и специалисты ТГАСУ. И вообще, в официальном письме Александра Кадесникова сказано, что журналисты его слова неправильно истолковали.

— Идет война за дорожные подряды?

— Безусловно. У Владимира Оккеля, как начальника департамента дорожного строительства, большие объемы в руках, и кому-то это не нравится. И пусть эти люди инициируют любые проверки: если выявится, что подрядчики Оккеля некачественно работают, выводы последуют незамедлительно.

— А кто в прошлом году строил дорогу на Академгородок, которую в этом году разбирают, чтобы новую строить?

— Мэрия к этой трассе отношения не имеет – не мы заказчики, не мы выбирали подрядчика. Равным образом это относится к строительству дамбы. По дамбе вообще вопрос недавно разбирался на уровне первого замгубернатора – нам же, городу, ее эксплуатировать…

Без сюрпризов

— Томск впервые получил большие деньги на ремонт ветхого и аварийного жилья – 325 миллионов. Сюрпризов при исполнении не будет?

— Уже собирались переводить деньги на расчетные счета управляющих компаний, но вовремя задумались: а в каком состоянии эти счета? Проверили: две трети УК – должники в бюджеты всех уровней. То есть деньги ушли бы на погашение этих долгов, а не на ремонт. Подключили налоговую инспекцию, провели семинар с УК – деньги пойдут через специальные счета, будут под контролем банка.

— Есть неофициальная информация, что здание 1-й поликлиники может быть продано.

— Здание в аварийном состоянии: ему больше 100 лет, нужен капремонт. С точки зрения голого прагматизма выгодней здание продать. И такой вариант обсуждался. Но мы понимаем, что это здание знаковое – фактически первое медицинское учреждение в Томске. Поэтому оно останется муниципальным и сохранит медицинское назначение: за два года отремонтируем – сразу 70 миллионов не найти. На время ремонта часть служб переедет во врачебную практику на пр. Ленина, другая – в 7-ю поликлинику, часть останется на месте.

 

— Чем закончились истории с выбором площадок для «IKEА» и «МЕТРО»?

— «IKEA» остановилась на площадке в конце Иркутского тракта, «МЕТРО» – в микрорайоне Солнечном. Обе площадки будут выставляться на торги. Полагаю, сумма за первую дойдет миллионов до 100, за вторую – до 50. Кстати, думаю, в следующем году горбюджет получит от продажи земли миллионов 800.

Построить систему

— Плавно пришли к традиционно горячей теме – выделение земли под строительство.

— Мы провели ревизию постановлений о предварительном согласовании земельных участков, принятых прежней администрацией, — более 2,5 тысячи! И по 700 участкам решения готовились. Город оставался без земли и без доходов от ее продажи. Кто пойдет на аукцион, когда земля раздается по предварительному согласованию? Каждый всеми правдами-неправдами старался получить такую бумагу. Я не говорю, что все участники были коррупционерами, но сама система – коррупционная.

— Поясните.

— Невозможно разобраться в истории документа – кому обоснованно землю выделяют, а кому нет. Приносят мне на решающую подпись пачку постановлений, и в каждом подписей сорок – как узнать, кто по закону визу поставил, а кто за вознаграждение? А если я пытался приостановить документ и разобраться, то возникал вопрос: а не специально ли затормозил, не взятку ли вымогает? Поэтому мы и вышли на гордуму с инициативой отменить предварительное согласование.

— Сделав при этом исключение для тех самых 700 участков…

— Во-первых, черта подведена: эти 700 – последние. Во-вторых, среди них есть реальные проекты. В-третьих, большинство участков вернется муниципалитету – за полгода утверждено лишь 70 землеоотводов, по другим движения практически нет.

— То есть планов строить не было, а было желание резервировать землю для перепродажи?

— Похоже на то.

— А сегодня все стали соблюдать «правила дорожного движения»?

— Правила-то мы ввели! Постарались как можно быстрей принять генплан. Еще более важно то, что приняли правила землепользования и застройки. Генплан создает концепцию, а правила – документ прямого действия, который заставляет исполнять генплан. Теперь весь город расписан в деталях – зоны многоэтажного и малоэтажного строительства, офисные зоны, рекреационные и т.д. (Показательно, что многие города не рискнули принимать два этих документа одновременно.)

— И никаких конфликтов?

— Почему же? Никому не запрещено доказывать свою правоту, и регламент разрешения спорных ситуаций расписан: комиссия по корректировке генплана – публичные слушания – решение гордумы. Да, долгий процесс, но прозрачный и с учетом интересов всех участников. И градостроительный совет серьезно заработал.

Помимо этого до конца года будут еще два документа, которых лет 15 не было: полные параметры улично-дорожной сети и схемы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, канализования. Словом, Томск получит все документы, описывающие правила развития города. И поломать эту новую систему будет почти невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =