Чтобы прочно стоять на земле

Верчу в руках музейный экспонат. На титульном листе – изысканным дореволюционным шрифтом: «Альбомъ ситуационного черчения. Исполненъ капитаном Андронниковымъ, 1895 г.». Идеально ровные плавные линии, интервалы, четкие буквы – похоже на компьютерную графику, а ведь начерчено пером! Еще раритет: русский исторический атлас 1928 года. А вот тот же Андронников, и снова топографический атлас, только издан уже в 1946 году, и автор теперь не капитан. Оно понятно: до революции геодезия была сугубо военной специальностью, гражданской она стала только в 1919-м…

Здесь, в музее бывшего техникума геодезии и картографии, а ныне факультета среднего профессионального образования (ФСПО) ТГАСУ, – масса интереснейших вещей. Теодолиты, нивелиры, арифмометры, кипрегели ранне- и позднесоветской эпохи, фотографии, кубки и медали, макеты геодезических знаков, планы, искусно нарисованные (опять-таки вручную!) студентами давних лет, и картотека с именами ВСЕХ выпускников техникума — ФСПО начиная с 1932-го…

Забавно получилось: факультет, входящий в состав университета, оказался на 22 года старше самого вуза (нынче техникуму-факультету исполнится 78 лет)! Чего только в жизни не бывает…

Все потому, что были в истории топографического техникума и мрачные страницы. В начале нового тысячелетия он оказался на грани развала: здание рушилось, педагогический коллектив тоже. А самое главное – у этого, некогда крупного и почти уникального (на весь СССР подобных техникумов было всего 9, из его стен выходили по 300 геодезистов ежегодно), томского учебного заведения набиралось не более 20 выпускников в год по двум специальностям!

В 2002 году погибающий топографический техникум был принят в состав архитектурно-строительного университета как факультет среднего профессионального образования созданного в это же время института геоинформационных технологий и кадастра (ИГИТиК).

Большие траты

Первое, что сделал вуз, – перевез «геодезистов» в свой корпус. Старое здание техникума поставили на капремонт. Для ИГИТиКа начали достраивать и реконструировать два корпуса на Каштаке, вложив в это сумасшедшие деньги. Решив «квартирный вопрос», занялись переоснащением. Было приобретено современнейшее оборудование и программное обеспечение для института общей стоимостью более 2,5 млн. рублей.

— Ведь раньше как бывало, — рассказывает декан ФСПО к.т.н. Виктор Исаенко, — распределившийся на продвинутое предприятие молодой специалист, обученный на приборах и технологиях 80-х годов ХХ века, впадал в депрессию, впервые в жизни увидев, к примеру, электронный теодолит или геодезическую компьютерную программу «Кредо», на которых ему предстояло работать. Теперь такого не случается. Для института приобретены и «Кредо», и высокоточная спутниковая навигационная система стоимостью в 1,2 млн. рублей. Оборудованы четыре компьютерных класса, у каждого студента – свое рабочее место… В итоге нам удается готовить практиков-универсалов. Наши ребята все приборы знают – и 80-90-х годов, и современные, потому что уважающий себя квалифицированный специалист обязан на любом уметь работать. У техникума был на много лет заброшенный учебный полигон, необходимый для проведения практик. Нынче его восстановили на средства университета (это обошлось в 1,8 млн. рублей). Реконструировали столовую, баню, обновили коммуникации, жилые домики, библиотеку. На 16 га «пересеченной» местности — прекрасные условия для практической работы и отдыха!

Эксперимент удался

Это можно назвать своего рода экспериментом. Потому что ни в одном из известных нам российских университетов нет подобного среднепрофессионального факультета. (В зарубежной практике в состав вузов входят разнообразные колледжи, но они все же относительно самостоятельные единицы.)

Сегодня можно с определенностью сказать: опыт удался. Система продемонстрировала свои преимущества. Во-первых, в результате геодезический техникум не умер и не стал, к примеру, филиалом новосибирского вуза. Во-вторых, материальная база его основательно обновилась и укрепилась. В-третьих, уровень подготовки подрос – общеобразовательные дисциплины студентам ФСПО теперь читают университетские преподаватели, а 20 педагогов факультета ведут спецдисциплины в течение всех трех лет обучения.

В то же время удалось сохранить щадящую «школьную» систему контроля за успеваемостью: в классном журнале против каждой фамилии – по 5-7 отметок по любому предмету, их анализируют на ежемесячных педсоветах. Не секрет, что обычно в вузах преподаватели плохо знают своих студентов…

Спрос на выпускников ФСПО огромный. Материально не очень обеспеченные ребята через три года учебы получают высокооплачиваемую работу. А те, кто намерен получить высшее образование, переходят сразу на третий курс факультета геоинформационных технологий и кадастра ИГИТиКа.

По сути, здесь уже сложился прообраз будущей двухуровневой системы образования…

Сейчас в ТГАСУ подумывают взять к себе и другие профильные техникумы (также переживающие сегодня не лучшие времена) – строительный, автодорожный.

Дефицитный кадастровик

Все четыре специальности ФСПО включают дисциплины, так или иначе изучающие вопросы строительства, оттого их присутствие в ТГАСУ вполне органично.

Выпускники-картографы умеют составлять карты высокой точности любого содержания. Ребята распределяются в проектные организации, занимающиеся цифрованием карт и планов. Понятно: если это заказ нефтяников или дорожных строителей, им на карте нужно достоверно показать, к примеру, не просто извивы таежной реки, но и все ее мельчайшие ручейки.

Аэрофотогеодезия в массовом представлении — это фотосъемка с борта самолета. Действительно, когда-то так и было. Сегодня же все изображения берутся со спутника. Аэрофотогеодезист обрабатывает аэро- и космические снимки, создает оригинал топографических карт или обновляет устаревшие.

Методами крупномасштабных топографических съемок и созданием изыскательских планов, выполнением комплекса инженерно-геодезических работ полевого и камерального трассирования линейных сооружений владеют специалисты по прикладной геодезии.

Известно: если ты хочешь продать участок, тебе придется воспользоваться услугами землеустроителей, чтобы произвести межевание. Несмотря на то, что процесс купли-продажи земли в России еще не набрал свои обороты, по официальным данным, стране на сегодняшний день не хватает 27 тыс. специалистов-землеустроителей и кадастровиков. А сколько их понадобится завтра?

40 тысяч и квартира? Ничего особенного…

— Месяц назад из Красноярска к нам приехал за кадрами бывший наш выпускник, — рассказывает Виктор Дмитриевич. — Он сам прошел нашу школу и понимал, что наши ребята имеют не поверхностное и не теоретическое образование: знают досконально строительство, владеют всеми существующими приборами и технологиями.

Так вот, вчерашним студентам он предлагал зарплату в 40 тысяч и двухкомнатную квартиру уже нынешним летом! И вы думаете, на это место выстроилась очередь? Нет, ребята плечами пожимали: у нас и в Томске договоренности не хуже… Я думаю, это уникальная ситуация: молодые люди со среднеспециальным образованием и без опыта могут с уверенностью рассчитывать на оплату своего труда как минимум в 25 тысяч рублей (если это камеральные, то есть кабинетные, должности). Полевые же сотрудники зарабатывают по 40-60 тысяч.

Мы задолго до выпуска начинаем получать заявки – нужны специалисты-геодезисты, картографы, землеустроители! К лету, как правило, имеем по 120-130 заявок на сотню выпускников. Вот ребята и выбирают, куда им ехать: в Красноярск, в Улан-Удэ, в Екатеринбург или Тюмень…

Эта востребованность очевидна и Министерству образования. Всем вузам и факультетам сейчас бюджетные места сокращают, нам же оставили прежний план набора. Потому что мы готовим грамотных специалистов среднего звена, исполнителей, а их в стране большой дефицит.

Кстати, повсеместно необходимых геодезистов и картографов готовят всего в пяти городах России: в Хабаровске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве. И в Томске.

Время истинных карт

Когда в России попытались свести все земли в единый кадастр, обнаружилось чудовищное несоответствие карт. Здания, дороги «накладывались» друг на друга. Бумажные сведения, в свою очередь, плохо соотносились со спутниковым изображением.

— На существующих сегодня картах мы имеем информацию, далекую от истины, – поясняет Виктор Исаенко. — Долгие годы это делалось специально. Ведь истинная карта считалась оружием в руках врага… Правду скрывали не только от чужих, но и от своих. Карты без вранья хранились где-то в закрытых фондах…

А сегодня какие могут быть секреты, когда со спутника в режиме реального времени можно в мельчайших подробностях увидеть любую точку планеты? Настало время истинных карт, а для их составления требуется много квалифицированных специалистов-геодезистов и картографов.

— Геодезия – это расчеты, математика, — добавляет замдекана Анна Свинцова, — будущим геодезистам нужна хорошая школьная подготовка. А в характере – усидчивость, ответственность и прилежание, ведь точность – основа геодезии. Также им присущи некоторый романтизм и любовь к природе.

Геодезист первым приходит на площадку, когда на ней еще ничего нет. И уходит последним. А потом еще следит за деформациями сооружения, за смещениями грунтов, изменениями рельефа…

Потому что все, что стоит на земле, должно стоять прочно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 7 =