Петр Классен и возглавляемое им ООО «Томскархпроект» заканчивают заказанный мэрией проект планировки территории Московского тракта. Первоначальные границы района Томь – Ушайка – ул. Советская – Нахимова специалисты расширили и включили в него левобережье Томи. Проект уже одобрен на градостроительном совете, следующий этап – обсуждение в рамках публичных слушаний. Дата пока не назначена, но, видимо, это произойдет уже в ближайшее время.
Особенность района – огромная значимость для Томска вообще и Томска студенческого в частности: именно здесь расположилось большинство корпусов томских университетов и здесь же будет межвузовский комплекс с общежитиями для студентов.
— Университеты – это градообразующий фактор для Томска, — считает Петр Классен. – Возможно, даже в большей степени, чем промышленные предприятия. Нельзя игнорировать тот факт, что каждый пятый житель города – студент, а солидная часть остальных горожан – сотрудники и преподаватели вузов и различных НИИ. Если бы большая часть выпускников оставалась в Томске, наш город быстро стал бы миллионником.
Берег левый, берег правый…
Места под будущие общежития межвузовского центра на Московском тракте уже обсуждаются, а тем временем архитекторы «Томскархпроекта» в рамках проекта планировки начали прорабатывать будущий студенческий городок на левом берегу Томи.
— Площади на Московском – это около 40 процентов того, что нужно городу, — считает Петр Яковлевич. — А площадка на левом берегу и удобна, и выгодна. Географически это рядом с центром города, только реку перейти – гораздо ближе, чем, например, Академгородок. Эта территория в любом случае не останется пустой: если там не будет строить город – будут строить другие. Пока земля относительно свободна, на ней можно разместить современный межвузовский комплекс со всей необходимой инфраструктурой: общежитиями, бизнес-инкубатором, местами отдыха для студентов, спортивными комплексами.
— Я думаю, если будет создан федеральный университет, в городе появятся средства на такое масштабное строительство, и надо его закладывать в проекте уже сегодня.
Планируется, конечно, и жилая застройка. В районе Московского тракта давно уже обсуждается площадка сразу возле моста, инвесторы присматриваются к Пойме, готовятся проекты застройки (группа жилых домов) на ул. Тимакова, квартала на пер. Базарном…
— На пер. Базарном мы постарались изменить подход к внутридворовой территории, — рассказывает Классен. — Автомобили не будут загромождать все подъезды к домам: мы предлагаем отдельный гаражно-сервисный комплекс на тысячу машин. А во дворах останутся места отдыха и детские площадки.
На левом берегу перед Коммунальным мостом архитекторы «Томскархпроекта» смело рисуют большой новый район.
— Мы к этому придем, — уверены авторы. – Земля вдоль трассы, рядом с мостом (а в будущем, согласно генплану – между двумя мостами), в красивом экологически чистом месте на берегу реки просто не может остаться невостребованной. Будет очень жаль, если вместо продуманного жилого комплекса, украшения въезда в город, здесь будут стоять разномастные домики.
— К сожалению, нередко у российских проектировщиков мозги часто «заточены» иначе, — подытоживая, вздыхает Петр Яковлевич. – Многие подходы к планированию пришли из 1970-х годов, а в мире обсуждаются совсем другие идеи, пространство читается по-другому, ценная территория используется рациональнее. Возможно, когда-то появится спортивный или торговый комплекс даже на острове на Томи, — мечтает архитектор. — А что? Арабы целые острова намывают и на них строят.
Тем временем наряду с текущими заказами специалисты «Томскархпроекта» присматриваются к планировке Академгородка:
— Архитекторы должны смотреть в будущее.
Квартал на пер. Базарном: машины — в гаражный комплекс, дворы — под детские площадки.
На левом берегу Томи, где сейчас поля, архитекторы рисуют огромный новый район города.
Эскиз будущей застройки на ул. Тимакова.