«Томскгазстрой»: путь по бездорожью

40-летие, которое нынче отпразднует компания «Томскгазстрой», по человеческим меркам — средний возраст. Отличная, заметим, жизненная пора: расцвет в соединении с уверенностью, стабильностью, силой и опытом…

И все же, «средневозрастной» «Томскгазстрой» для томичей – это история и легенда. Он стоял у истоков нефтегазовой отрасли Томской области, принимал участие в строительстве первых нефте- и газопроводов, строил юный город Стрежевой.

В тяжкие 1990-е трест «Томскгазстрой» преобразовался в акционерное общество и сконцентрировался в основном на строительстве трубопроводов.

Сегодня компания – один из крупнейших в Томской области подрядчиков по строительству объектов трубопроводного транспорта. Это любые нефте- и газопроводы: магистральные, межпромысловые (от месторождений до магистральных ниток) и внутрипромысловые (от кустов скважин до перерабатывающих объектов, насосных станций и так далее).

Если дело — труба

Сезон у строителей трубопроводов длится чуть более полугода (с ноября по апрель — март) — пока действуют зимники, ледовые переправы и пока можно передвигаться по замерзшим болотам. В теплое время года у «Томскгазстроя» обыкновенно бывает затишье – ведутся лишь ремонтные и подготовительные работы, перебазируется техника и жилые вагончики к местам дислокации объектов на будущий строительный сезон.

Чтобы уменьшить сезонность, предприятие в прошлом году заключило договоры подряда по обустройству месторождений: там, где можно работать круглый год, строят резервуары, установки по подготовке нефти, системы электроснабжения и автоматизации месторождений. Так что этим летом мертвого сезона у компании не будет.

Строительство трубопроводов и обустройство месторождений — технологически сложное дело. Да и условия, в которых работают люди, комфортными не назовешь: бездорожье, тайга, болота. Чтобы построить трубопровод, приходится вдоль всей трассы прокладывать лежневые дороги, которые бы выдерживали многотонную технику зимой и летом.

Портфель закрыт

— В 2007 году наша выручка составила 1 700 млн. рублей, — рассказывает корреспонденту «ТН» заместитель управляющего директора по экономике и финансам ОАО «Томскгазстрой» Марат Файзуллин. — А за полгода 2008-го мы уже наработали на 1 800 млн. Динамика, как видите, ощутимая. Еще пару лет назад в компании трудилось менее 500 человек, сегодня – более 650. Чистая прибыль в 2007 году составила 98 млн. рублей, в 2005-2006 годах – менее 10 млн. рублей.

В прошлом году мы приобрели новой строительной техники и оборудования на 200 млн. рублей. Производительность в пересчете на одного производственного рабочего составила около 5,5 млн. рублей в год. Это очень хорошие показатели.

Цифры подтверждают сложившийся за все эти годы образ предприятия «Томскгазстрой» как устойчивой и развивающейся компании с прочной репутацией надежного партнера. Компании, делающей все в срок, с гарантийными обязательствами и полным отсутствием нареканий на качество.

С такой репутацией можно работать.

— Сейчас, как правило, не мы ищем заказчиков, а они нас, — поясняет Файзуллин. – И портфель заказов на 2008 год уже закрывает наши производственные мощности…

155 километров для новой истории

Для компании ООО «Газпром трансгаз Томск» специалисты ОАО «Томскгазстрой» производят капитальный ремонт магистрального газопровода большого диаметра Парабель — Кузбасс. В прошлый сезон обновили 30 км трубы, нынче предстоит сделать еще больше.

Что такое реконструкция трубопровода, которому стукнуло 30? Понятно, там заплатки не ставят… Строители полностью выкапывают трубу, вырезают и меняют ее целыми фрагментами. На некоторых участках требуется замена только изоляции, но и здесь алгоритм тот же: выкопать, вырезать, заменить, уложить, сварить и снова закопать. Не менее трудоемко, чем само строительство…

Для «Норд Империала» в этот строительный сезон построили порядка 155 км нефтепровода. Он наверняка тоже войдет в историю — как первый нефтепровод на правом берегу Оби…

Репутация дорогого стоит

— Репутация – понятие вроде бы нематериальное, но дорогого стоит, – поясняет Марат Файзуллин. — Вот сейчас мы кредитуемся в банках без обеспечения и без залогов. Потому что у нас значительные обороты денежных средств, и мы всегда вовремя рассчитываемся, иногда даже с опережением. Оттого и наши ставки по кредитам все лучше…

До недавних времен собственный капитал компании (а это один из показателей ее финансового здоровья) был совсем небольшим, сегодня уставный фонд — более 20 млн. рублей, нераспределенная прибыль – более 170 млн. рублей. На текущий момент у нас всего 20 млн. рублей заемных средств, да и те мы, возможно, погасим в ближайшие недели…

Человек как основа политики

Каждый строительный объект компании «Томскгазстрой» начинается с полевого городка: устанавливаются комфортабельные теплые вагончики, сооружается столовая, баня. Все это стараются сделать как можно лучше, понимая, как тяжело людям работать в командировках, в суровых зимних условиях томского севера… О качестве быта можно судить по такой детали: рабочие «Томскгазстроя» после смены могут сегодня посмотреть любимые передачи спортивного канала по спутниковому ТВ…

— Коллектив у нас достаточно стабильный, — рассказывает Марат Файзуллин, — но все же не хватает квалифицированных рабочих: сварщиков, монтажников, механизаторов высокого класса. Такие специалисты – главная ценность любого предприятия.

20 июня у нас вступил в силу новый коллективный договор на следующие три года, в котором предусмотрены важные социальные программы. Для людей эти программы воплотятся в солидные доплаты, в санаторные путевки, в оплату проезда к месту отдыха, различные компенсации, премии и пособия – все то, что входит в понятие «социально-ориентированный бизнес». На добровольное медстрахование только на этот год запланировано потратить более 3 млн. рублей. Каждые полгода мы индексируем зарплаты.

Политика компании – не только увеличение объемов производства, но усиление социальной ответственности бизнеса. Мы не отрываем интересы людей от производственных показателей. Средняя зарплата по предприятию за 2007 год – порядка 25 тыс. рублей. За первый квартал 2008 года – уже около 32 тыс. рублей (для сравнения: по Томской области – 18 тыс., в Стрежевом – 28 тыс.).

Томская компания со столичными правилами

«Томскгазстрой» — стопроцентно томская компания. Налоги платит в регионе (только за первый квартал 2008 года — 68 млн., в 2007 году – 167 млн.). Это весьма значительная сумма для налогоплательщика-строителя. Потому что ценовая политика в этой сфере строго регламентирована, а стоимость топлива, железа, цветных металлов растет изо дня в день. Оттого и сверхприбылей здесь не бывает…

Чтобы в таких условиях работать стабильно и развиваться, требуются исключительно грамотная логистика, четкая доставка материалов, эффективное управление на трассе, тщательный расчет использования механизмов, высочайшая организация труда. И новые управленческие технологии.

В 2006 году «Томскгазстрой» вошел в группу компаний «Гидравлические машины и системы» — московский холдинг, включающий в себя больше десятка предприятий различной направленности (от производства оборудования до строительства) в Тюмени, Нижневартовске и даже в Украине. В 2007-м томские строители уже почувствовали пользу от этого вхождения: удалось привлечь хорошие инвестиционные ресурсы для приобретения новой техники, что в итоге положительно сказалось на финансовых показателях.

— По инициативе столичной управляющей компании мы сейчас готовимся к переходу на международные стандарты финансовой отчетности, — рассказывает Марат Файзуллин. — Это по силам пока очень немногим томским предприятиям. Отчетность по МСФО улучшит наши шансы при привлечении внешних инвестиций. Она является обязательным условием при размещении акций на бирже и повышает статус компании в деловом мире. А в конце года пройдет аттестация предприятия по системе менеджмента качества ISO 9001-2000. Это повысит не только авторитет, но и управляемость компании.

Дорога на восток

— При наличии заказов и доступных инвестиционных средств мы можем значительно увеличить свои объемы работ в самое ближайшее время, — уверен замдиректора по экономике. — Инвестиционный проект нынешнего года (около 200 млн. рублей) фактически означает приобретение 30-40 единиц новой техники. Это целая колонна, которая может брать новый строительный объект!

Перспективные нефтяные направления: южное (магистральный газопровод в Китай через Алтай) и восточное (освоение центральной Сибири и востока страны). Мы будем стараться участвовать в этих проектах вместе с нашим заказчиком – компанией «Газпром трансгаз Томск». Но это дальняя перспектива. Более ближняя – освоение Красноярского края, где компании «Роснефть» и «Газпромнефть» начинают активно разрабатывать месторождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *