В поисках папоротника

Корреспонденты «ТН» стали свидетелями древнего купальского обряда

Купальская ночь – время, когда граница между мирами Нави и Яви стирается на некоторое время. Внимательный – услышит голоса трав и деревьев. Счастливый – увидит цвет папоротника. Эта ночь – одна из переломных точек в году: солнце из мальчишки Ярилы превращается в мужа – Даждьбога. Природа наливается жизненными соками. Наши предки считали: купальская ночь — время, когда можно напитаться жизненной силой на год вперед.

Светлана и Ярослав из Дружины Велеса называют себя родноверами. Стараются жить в соответствии с природными циклами. Хранят древнеславянские традиции. В ночь с 6 на 7 июля на лесной поляне Светлана и Ярослав взялись за проведение настоящего купальского обряда. Принять участие предлагалось всем желающим – объявление висело в Томском центре туризма.

— Знаниям родноверов более двух тысяч лет, — рассказывает Ярослав. — Все это время они передавались от сердца к сердцу и не были зафиксированы в книгах. До 2003 года знания были закрыты хранителями. А в 2003-м – обнародованы. Связано это с наступлением эпохи Водолея — эпохи возрождения традиций и поиска духовных ориентиров в мире. Поэтому и обряд мы устроили открытый.

Дружина Велеса в Томске насчитывает 7-10 человек, по России наберется где-то сотня воинов. На сборах дружины мужчины занимаются воинскими и оздоровительными практиками, женщины – духовным пением, славянскими плясками и изучением природных циклов.

— Купальский обряд помогал нашим предкам наполниться силой, решить внутренние проблемы, — продолжает Ярослав. — В прошлом в этот день устраивали смотрины: купальской ночью молодые люди соединяли свои сердца. После этого им давался год на проверку чувств. Они жили в разных хатах, но целыми днями были вместе: в заботах, в труде. Если устраивали друг друга – играли свадьбу.

  

для гурманов

Каша обрядовая

Пока дюжина мужчин обустраивала лагерь, занималась заготовкой дров и изучением боевых искусств, другая дюжина, женская, облачившись в сарафаны, занялась приготовлением пищи. Кашу Светлана предложила приготовить мужскую:

— Если мужчина – творец и воин, женщина – роженица и берегиня, — рассказала она. – Ее задача – сохранять род и заботиться о воине. Приготовление пищи – сакральный процесс, во время которого женщина наполняет пищу своей жизненной силой.

Мужская каша готовится с «мужскими» песнями — поющимися от лица мужчины. Объединившись в круг, красны девки тянут:

— Мы по-о-о-ойдем с ко-о-о-нем по полю вдвоем, — и поочередно сжимают гречневую крупу в левом кулаке.

— Таким образом женщина передает роду свою жизненную силу, — поясняет Светлана, заливая «заряженную» крупу водой.

Теперь гречку необходимо перемешать осолонь, то есть против часовой стрелки, это тоже делает каждая девка из круга.

— С нашим атаманом не приходится тужи-и-ить… — не прекращается песня.

Рецепт каши обрядовой (26 порций): 3 кг гречки, 0,5 кг сала, 12 луковиц средней величины, 8 морковок.

*Луковое кунг-фу

Светлана поделилась с участницами обряда славянской хитростью обработки лука:

— Сейчас я обучу вас луковому кунг-фу, — смеясь, насыпала на березовый пень ровный слой крупной соли. — Берем луковицу, крепко прижимаем ее ладонью к соли, другую ладонь накладываем сверху и с силой проворачиваем лук по часовой стрелке.

Под напором ладоней луковица трескается и рассыпается – из нее напрочь уходит горечь. Теперь остается только порезать и обжарить с морковью.

 

*Здрава

Поочередно для мужчин и женщин Ярослав провел здраву – практику очищения четырьмя основными стихиями: землей, воздухом, водой и огнем.

— Такое ощущение легкости. И мыслей никаких! – поеживаясь от холода после купания, делились впечатлениями участники обряда.

 

* Венки

Каркас венка – тонкий березовый прутик, основная часть – из папоротника, в качестве украшения – ленты и полевые цветы.

— Пойдете за прутьями – обязательно попросите у березы разрешения, — напоминает Светлана, — это священное древо.

Плели венки всегда только девушки: для себя и для своего избранника. Девицы надевали венки на голову приглянувшимся добрым молодцам, которые пришлись им по сердцу.

Девушки, желавшие найти суженого в будущем году, спускали венки по реке. Считалось, что таким образом они передают свою просьбу богам.

 

* Кресение

Очищающий костер был обязательным атрибутом купальской ночи. Вокруг него водили хороводы с песнями. Женщины вместе со старыми вещами сжигали в нем болезни членов своего рода. Через него воздавалась хвала богам. Около купальского костра было место мужской боротьбе и женским пляскам. Во время показательных выступлений молодцы и девицы присматривались друг другу, выискивая пару, чтобы вместе прыгнуть через костер, выкрикнув заветное желание.

  

 

  

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =