Пикник на обочине АЭС

Строительство станции: перспективы и вызовы для экономики региона

 Чем дальше слушаю экономические аргументы в пользу строительства АЭС в Северске, тем больше они меня не убеждают. Правильные слова про инвестиции и тому подобное (см. стр. 18) как в воздухе виснут — нет почвы под ногами. А именно: никак не связаны грандиозные планы по АЭС с прозаической экономической жизнью десятков тысяч людей — никак не связано производство электроэнергии с проблемой ее реальной доступности.

Близок локоть

Жителям области уже тысячу раз сказали: область энергодефицитна, нужна АЭС. Но, судя по реакции, до граждан эти слова не доходят. Думаю, если сегодня провести соцопрос, то повторится результат августа прошлого года, когда 68 процентов респондентов сказали, что в области вырабатывается достаточно электроэнергии. Да, это ошибочное мнение, но удивляться ему не приходится. Самый яркий довод: вынужденных веерных отключений в области и Томске не было. Никогда.

Зато люди на своем опыте знают, что у нас было и есть — масштабные или локальные отключения в результате многочисленных аварий, причиной которых всегда (подчеркиваю – всегда!) служило неудовлетворительное состояние энергетической инфраструктуры. Не чищены просеки под высоковольтными ЛЭП – и после урагана Томск сидит без света. Старые подстанции не выдерживают нагрузки, новые и старые перегружены – целые районы Томска и целые районы области остаются без электричества. И что гражданам от АЭС, если в их микрорайоне подстанция каждую неделю искрит, а половина опор местных ЛЭП висит на проводах?

Дальше — больше. Согласно тому же прошлогоднему исследованию, противников строительства АЭС было больше всего среди бюджетников (61 процент) и бизнесменов – 56 процентов. Думаю, позицию бюджетников уже объяснил, а сейчас попробую про бизнесменов.

Начнем даже не с бизнеса как такового, а с одной экономически очень активной группы населения – индивидуальных застройщиков. Один из таких недавно в бессильной ярости пришел в редакцию: дом он построил, надо подключаться, пришел в «Горсети» и услышал: мол, строй подстанцию и столько-то километров электролинии… И что этому человеку АЭС? Ночью под высоковольткой так же темно, как в лесу.

А вы слышали, чтобы в последние годы кто-то из томских бизнесменов, промышленников, предпринимателей сетовал, что область-де энергодефицитна и потому его бизнес страдает оттого, что не хватает электроэнергии для расширения производства? Не слышали и не могли слышать. Да, в области электроэнергии мало производим (фиников и сотовых телефонов – еще меньше), но, спасибо Чубайсу, есть Федеральный оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ) – покупай. (Там, в правилах продаж, свои большие заморочки, но это уже другая проблема.)

А чем серьезно недовольны промышленники-бизнесмены? А жалуются они – поодиночке и ассоциациями, приватно и публично, на всех уровнях (журналистам и губернатору) – на недоступность имеющейся электроэнергии, на заградительные требования, которые им предъявляют энергетические монополисты. В общем, для бизнеса, как и для индивидуального застройщика, цена подключения – гигантская финансовая и бюрократическая проблема. И что бизнесу от того, что под боком появится АЭС? Можно на одной улице триллионы киловатт в час производить, а за углом бизнесмену приходится освещать-отапливать цех дизель-генератором.

Да укусишь?

Итак, полагаю: без решения проблемы доступности электроэнергии невозможно всерьез говорить, что АЭС даст экономике области мультипликативный эффект.

И есть два пути. Первый — настаивать, чтобы в обоснование инвестиций строительства АЭС были включены расходы федерального бюджета на энергетическую инфраструктуру — социальную (муниципалитетов) и промышленную (к примеру, городские власти Томска сейчас разрабатывают стратегию создания промышленных зон).

Написал и сам над собой усмехнулся – понимаю, насколько это нереально.

Что ж, тогда остается путь второй: разрабатывать и финансировать соответствующую региональную программу — дополнять федеральный проект строительства АЭС местным проектом подключения к этой АЭС.

Словом, дайте малому и среднему бизнесу, экономически активному населению нормальный доступ к инфраструктуре! Иначе ветром что ли надует мультипликативный эффект?! Иначе область еще в одной сфере – энергетической — станет банальным поставщиком сырья, а уровень экономической активности граждан и их доходов по-прежнему будет оставлять желать много лучшего.

Соответственно, от решения — нерешения названной задачи напрямую будет зависеть и отношение большинства граждан к АЭС — социальный мир позитивно настроенного общества или же агрессия людей, брошенных на обочине большой энергетической трассы.

P.S. Внимательный читатель возразит: мол, план строительства АЭС включает и строительство сетей. Да, и первый замгубернатора Сергей Точилин даже сумму назвал: на эти цели Федеральная сетевая компания (ФСК) получит 1 млрд. евро. Но, как нетрудно было понять Точилина, эти деньги пойдут только на высоковольтные ЛЭП, причем не столько для транспортировки электроэнергии потребителям внутри области, сколько за ее пределы.

P.P.S. Безусловно, понимаю, что идею сложно обрастить мясом. Что, как и где строить? Чья это собственность будет? Каковы будут правила подключения? Кому и на каких условиях будет передана на обслуживание – нынешних локальных монополистов усиливать или все же конкурентов им растить?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − четырнадцать =