ШКОЛА РОСТА. «Юбиляр» – «Томскгазстрой» вкладывает в это понятие особый смысл

При обсуждении громких строительных проектов неизменно звучит компания «Томскгазстрой». Что легко объяснимо: она входит в число крупнейших строительных организаций области. ОАО «Томскгазстрой» имеет за плечами уникальный опыт работы в условиях бездорожья и болот. «Газстроевцев» знают и ценят – в нефтегазовом комплексе, в банках, лизинговых компаниях. И искренне поздравляют коллектив треста, который отмечает в эти дни круглую дату.

Да, 40 лет – совсем даже немало. Для треста это сотни километров магистральных трубопроводов, межпромысловых сетей и внутрипромысловых коммуникаций. Это особая школа роста во взаимодействии с нефтяниками и газовиками, в немыслимых условиях экономического кризиса.

Всякое было за 40-летнюю историю «Томскгазстроя» – победы и разочарования. Хотя побед было все-таки больше, иначе трест не выстоял бы и не сохранился. Так считают и в самом коллективе.

Старая гвардия

– Школа была действительно суровая, – соглашается управляющий директор ОАО «Томскгазстрой» Марат Ахмадиев. – Трест возник в 1968-м, через два года после создания «Томскнефти» и начала строительства Стрежевого. Возглавил его Геннадий Федорович Муравьев – известный строитель. Под его руководством трест за считанные годы встал на ноги. Молодой тогда коллектив принял участие в сооружении гигантского по тем меркам магистрального трубопровода Александровское – Анжеро-Судженск. И успешно справился с задачей.

Трест создавался для обустройства нефтегазовых месторождений. В ту пору строили также объекты жилья и соцкультбыта в Стрежевом. Ведь город требовалось развивать одновременно с промышленной базой, и обе задачи поручены были «Томскгазстрою». После Муравьева его возглавил Н.В. Сухов. Затем в разные годы руководили трестом А.Ф. Фишер, В.К. Паршуто, А.А. Гильманов, А.А. Фрицлер, И.П. Шамин. Ну а потом руководство трестом доверили мне.

– Вы ведь тоже из той, старой гвардии строителей.

– Я считаю себя их последователем: работаю в тресте с 1984 года. При А.А. Гильманове попал в трест как стройотрядовец. Осмотрелся – понравилось, распределился сюда после окончания Уфимского института. Но дело не в этом: мне посчастливилось застать трест в пору его расцвета.

Представляете: десяток СМУ, мощный транспортный парк. Численность сотрудников доходила в лучшие годы до 4,5-5 тысяч человек. Крупная маневренная структура, которая умела все. И благодаря универсальности смогла выстоять в тяжелые годы, когда упали объемы.

Трест спасло то, что у него уже был опыт преодоления трудностей, а в руководстве оказались люди ответственные. Допустить развал легко: многие строительные фирмы тогда закрылись. А «Томскгазстрой» выстоял. И уже в качестве акционерного общества на новом этапе стал снова расти как специализированная компания по сооружению трубопроводов – линейных объектов.

В области и за пределами

– При этом сохранили отношения с нефтяниками?

– Трест и создавался, чтобы обеспечить развитие «Томскнефти». Но ведь эта компания тоже испытывала кризис. Замыкаться только на ее заказах было рискованно. Начали устанавливать контакты с другими предприятиями, выходить в соседние регионы.

И знаете, что помогло? Стрежевские связи: жизнь разбросала северян, нам знакомых, по разным структурам. Так установили отношения с компанией «Башнефть»: она дала на подряд некоторые объекты. Построили качественно и в срок, даже раньше срока. На следующий год получили новые объекты и вновь заслужили одобрение.

К тому времени «Томскнефть» справилась с временными трудностями. Трест стал участвовать в обустройстве месторождений. Самые крупные объекты, которые довелось строить тогда для стрежевчан: газопровод Лугинецкое – Парабель, нефтепровод Крапивинское – Васюганский ЦПС и нефтепровод от Васюгана до врезки в магистраль, до НПС «Раскино».

Видя качественную работу треста, северяне приняли важное решение. «Томскнефть» выбрала нас генеральным подрядчиком по строительству всех своих линейных объектов и реконструкции трубопроводов. Потом у нефтяников начались новые проблемы. Мы вынуждены были искать объемы за пределами области. Работали на газопроводе СРТО – Торжок в Тюменской области. Но и с томичами не прекращали сотрудничать.

– Давайте назовем основных ваших томских партнеров.

– Самые тесные отношения у нас сегодня с ОАО «Газпром трансгаз Томск». Когда в компании сменилось руководство, пришел В.А. Маркелов, программа развития компании выросла кратно.

Они были заинтересованы в сильном подрядчике, мы — в надежном партнере. И дела пошли: за последние три года нам трижды поручали вести капремонт отдельных участков газопровода Нижневартовск – Парабель – Кузбасс. Сначала восстановили 20-километровый участок, потом 25 км. В прошлый сезон обновили 30 км газопровода. И теперь заказчик поручил нам выполнить те же работы на отрезке в 53 км.

С главным недропользователем, «Томскнефтью», все это время не расстаемся. К тому же компания взялась осуществлять программу выхода на новые месторождения.

Трест участвовал также в обустройстве месторождений, принадлежащих компании «Газпромнефть-Восток»: строил объекты на Шингинском и Урманском. А для ОАО «Норд-Империал», которое вышло с обустройством на правобережье Оби, построили 155-километровый нефтепровод.

Комплексный подход

– Правобережье для строителей – новая веха.

– Да, только вряд ли «правобережные» объемы обрушатся сразу. Пока подтвердятся запасы, пройдут аукционы, уйдет не один год. Важно, чтобы ко времени, когда начнется освоение недр в том районе, трест был во всеоружии. Мы и сегодня способны включиться в эту работу.

В прошлом году выручка треста составила почти 2 млрд. рублей. Нынешняя годовая программа предполагает рост до 1 млрд. рублей. Такими же темпами собираемся наращивать объемы на протяжении следующих нескольких лет. В состав треста входит шесть СМУ – три в Томске, вместе с управлением механизации, и три в стрежевском филиале.

В последние годы активно обновляем машины и механизмы, закупаем оборудование. Так, в 2007 году приобрели строительной техники на 190 млн. рублей, получили около 40 единиц. Такой рост – следствие прямых инвестиций со стороны управляющей компании. Трест входит в московский холдинг «Гидравлические машины и системы», который имеет активы в сибирских регионах. Без этой поддержки выйти на новый уровень оснащения за столь короткий срок было бы вряд ли возможно.

Развиваясь, холдинг будет приобретать новые активы: предприятия по строительству дорог, кустовых оснований. По обустройству кустов, электромонтажным работам. Для чего? Чтобы, выходя на новое месторождение, проводить его комплексное обустройство.

Без лукавства

Кстати, и у себя в тресте, стремясь расширить поле деятельности, мы создали новое управление. Работать только в зимний сезон уже недопустимо. Летом можно не только вести подготовку, перебазировать полевые городки, но и строить некоторые объекты, что мы и делаем. Снизить фактор сезонности, действовать в режиме круглогодичной работы – веление времени.

Другое требование дня – создавать комфортные условия для работы и отдыха на трассе или месторождении. Компания уделяет большое внимание улучшению условий труда. Покупаем новые теплые вагончики, в строительном городке ставим столовую, баню. Пекарня – и та своя. После работы можно неплохо отдохнуть, посмотреть передачи – в полевых городках имеется спутниковое ТВ.

– Это важно…

– Еще бы, в зимнее время вахта может длиться месяц и больше, а работают у нас не только томичи. Есть алтайцы, юргинцы, жители Уфы. Они знают, что зимой нужно напрячься, потерпеть, зато семья будет обеспечена, и летом будет возможность хорошо отдохнуть. Средняя зарплата в тресте – около 32 тыс. рублей.

– Попасть в трест, наверное, не так просто.

– Коллектив стабильный, но сказать, что проблем с кадрами нет, будет лукавством. Они есть у всех: нехватка толковых, грамотных кадров – одно из препятствий развития любой компании. Технику можно купить, переманить специалиста — тоже. Но лучше бы выращивать кадры самим, готовить смену ветеранам, которых в тресте немало.

Экзамен на качество

– Если коротко сформулировать особенность треста, то это…

– Стабильность. Есть фирмы-однодневки, которые появились, что-то сделали – и исчезли. А наш коллектив доказал, что способен работать в любых условиях и мало подвержен «штормам», наши партнеры это понимают.

Качество работ – еще один плюс. Трест участвует в тендерах и получает заказы в силу того, что умеет строить быстро, качественно, современно. А это достигается за счет опыта, умелой организации. Трест готовится «сдать экзамены» на аттестацию по системе менеджмента качества. Готовится к переходу на международные стандарты финансовой отчетности. Все это скажется на улучшении работы всех подразделений.

К сказанному нужно добавить взвешенную инвестиционную политику холдинга. В головной компании есть понимание того, что представляет собой трест. Там здраво оценивают наш потенциал и отдают должное людям, проработавшим здесь много лет.

– А что пожелали бы коллегам в канун 40-летия треста?

– Крепкого здоровья, это главное. Особенно при нашей тяжелой работе. И еще пусть будет меньше огорчений. Удачи и процветания пожелал бы работникам треста, их родным и близким. Всем – огромного счастья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 2 =