Большой праздник единой розницы

День торговли — профессиональный праздник специалистов, работающих в сфере обслуживания населения — розничной торговле и общественном питании, — говорит глава областного департамента потребительского рынка Александр Таловский и констатирует: — Доля торговли и услуг в ВРП устойчиво занимает около 10 процентов. А по обороту розничной торговли и общественного питания на душу населения Томская область стабильно держит 4-е место среди регионов Сибири. Добавлю, более половины оборота (58 процентов) приходится на непродовольственные товары. И такую структуру можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения.

Тенденции

— Тенденцией 2007-2008 годов можно назвать спад неорганизованного рынка, — продолжает Александр Таловский. – При этом примерно 12 процентов продовольственных товаров граждане покупают именно на рынках. По непродовольственным группам эта форма реализации формирует примерно пятую часть оборота.

— Еще одна тенденция – расширение прогрессивных форм торговли с применением банковских карт: безналичные кредиты внедряются повсеместно, а объемы потребительского кредитования уже превышают 25 млн. рублей. Основное изменение последних двух лет — сама форма торговли. Активно развиваются такие форматы, как супер- и гипермаркеты, увеличивается число магазинов-дискаунтеров, ориентированных на продажу товаров по более низким ценам, а это уже показатель конкуренции, ставший свойственным для нашего региона.

Сеть общественного питания постоянно пополняется заведениями различного формата – от демократичных кафе-закусочных до нового для нашего города формата клуба-ресторана.

Сети

По данным областного департамента потребительского рынка, самыми крупными на продовольственном рынке (по развитию сети, охвату рынка, оборотам) являются две томские сети: группа компаний «ЛАМА» и «Поляна» (бывшая «Сибирская копеечка»), каждая из которых занимает более 7 процентов областного оборота в ритейле.

— Но Томск привлекателен и для иногородних: у нас работает новосибирская сеть магазинов «Холидей-классик», «Быстроном», барнаульская «Мария-Ра», красноярская АЛПИ. Известно, что в нашем регионе решили пустить корни такие мастодонты, как компания «МЕТРО» – первый оператор оптовой торговли, где по признанной в мире эффективной системе скидок смогут приобретать продукцию розничные торговые сети. Появилась ясность и в намерениях «ИКЕА» и «АШАНА», которые единым фронтом тоже заходят в Томск.

Более плотное присутствие федеральных и иногородних сетей наблюдается в непродовольственном сегменте: «федералы» «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила», «Мир», «Эксперт», новосибирская сеть «Сибвез», екатеринбургская «Кардинал», новосибирская книжная сеть «ТОП-книга», кемеровская мебельная «Энергия уюта», зашли федеральные салоны сотовой связи «Нокиа», «Билайн», «Связной», «Евросеть»…

Мал, да удал

— Помимо крупных игроков розничного рынка стоит отметить и других, может, не таких солидных (с точки зрения оборота), но, безусловно, заметных и динамично развивающихся участников, — считает Александр Таловский. – Это магазины и оптового звена, и так называемой шаговой доступности. На мой взгляд, внимания достоин частный предприниматель Василий Семкин (ЧП Семкин), который из небольшой компании, два-три года назад владеющей единичными торговыми точками по продаже молочной продукции, создал заметную розничную сеть. Многие потребители знают: если им нужен сыр в ассортименте и в целом богатый спектр молочных изделий, то добро пожаловать к Семкину. Если мясные деликатесы — то в «Мясной ряд», и создателей этой сети — «Сибирскую Аграрную Группу» тоже очень хочется выделить: производитель предложил потребителям выбор и качество из первых рук – без посредников, а значит, без лишних затрат. Свою заметную и успешную сеть кондитерских создал производитель «Антонов двор».

— Для тех же, кому нужен полный спектр массовой продукции, дорога всегда открыта в один из многочисленных в Томске супер- или гипермакетов. Вот это и есть показатель цивилизованного формата торговли — каждый из нас может выбрать тот, что ему по карману и по душе, — подчеркивает Александр Таловский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *