Изъять за 60 секунд

Сотрудники милиции остановили мою машину на улице и, показав протокол, попросили проехать до ГИБДД, а там сообщили: автомобиль подлежит изъятию. Внешне ситуация выглядела так, будто я угнал иномарку, а на самом деле джип куплен в автосалоне! — возмущается недавней, июльской, историей бизнесмен Игорь Скоробогатов. — Этот «Лэнд Крузер» числится в федеральном розыске, поэтому иномарку и забрали – пока временно, для проверки, — поясняет начальник ОРЧ по раскрытию транспортных преступлений КМ УВД по ТО Егор Азаров. – Если факты подтвердятся, машину вернем законному собственнику: по нашим данным, это петербуржец, лишившийся авто в 2005 году. Как она попала к Скоробогатову – это мы сейчас и проверяем. Игорь не единственный томич, с кем произошла такая история, еще в прошлом году неслыханная для Томска, а ныне — типичная. С начала года после объединения нескольких информационных баз в единую — ФИС-терминал — в черный список попали уже 58 автомобилей. Это машины, которые либо числятся в федеральном розыске, либо в их в конструкции выявлено кустарное вмешательство (перебиты номера). Из 58 машин 33 у томичей изъяты (6 уже возвращены законным владельцам – иногородним гражданам, 8 ожидают приезда следователей других регионов, по 4 авто материалы переданы в таможню: установлено, что машины пересекли границу контрабандным путем).

33 изъятия

Случай с машиной Скоробогатова с начала года в истории Томска уже 33-й. Речь всегда идет о дорогом автотранспорте — «Лэнд Крузерах», «Лексусах», БМВ, «Ауди», «Мерседесах», поскольку именно такие машины в основном становятся объектом внимания злоумышленников.

Сейчас на одной из томских стоянок находится 27 осиротевших иномарок. Еще 6 машин недавно ее покинули: местные оперативники, проведя экспертизы и проверки, убедились, что у этих иномарок есть законные собственники, и вернули машины им. Три авто отправили в Москву, по одной в Ростов, Красноярск и Донецк. При этом томские собственники остались ни с чем. Еще 25 машин розыскникам предстоит изъять у граждан – сначала временно, а потом…

Что происходит в городе, на каком основании сотрудники милиции изымают авто и кого это может коснуться в первую очередь? Ситуацию разъясняет начальник ОРЧ по раскрытию транспортных преступлений КМ УВД по ТО Егор Азаров.

Новая метла

— С начала года по решению департамента безопасности МВД РФ на российском уровне произошло объединение нескольких информационных баз в единую – ФИС-терминал. Благодаря этому сейчас с помощью спутниковой системы можно оперативно проверить любое транспортное средство, находящееся в России, — поясняет Егор Азаров. – Номер кузова, двигателя, индивидуальный номер авто позволяют отследить историю автомобиля: где был произведен, когда и где пересек таможню, где регистрировался, кто был хозяином. Более того, мы оперативно узнаем, не является ли машина двойником уже существующей, не числится ли в угоне. Если база обнаружила, что машина – двойник, или эксперты установили кустарное вмешательство, то у нас согласно действующему законодательству есть основания для задержания машины.

— Добавлю, до 2007 года авто с перебитыми номерными знаками в России возможно было ставить на учет, — продолжает Азаров. — И таким образом ворованные машины легализовывали в любом другом городе. Но с начала 2007 года этот беспредел наконец-то пресекли: такой транспорт не ставят на учет, если выявляется кустарное вмешательство, автомобиль снимается с регистрации — ездить на нем нельзя.

— Не ошибусь, если скажу, что 58 выявленных нами машин не первые и далеко не последние, — добавляет Азаров. – Речь идет не только о дорогих иномарках, мы работаем по всему транспорту.

Черная метка

Механизм задержания автомобиля таков: если в ходе постановки машины на учет или снятия с него, сверки номерных агрегатов, прохождения техосмотра выясняется, что транспортное средство числится в розыске или же обнаружены кустарные вмешательства, то ГИБДД почтой уведомляет гражданина о необходимости добровольно сдать машину, предоставив ее для дополнительных проверок. При этом пока в ГИБДД не помнят случая, когда бы хозяин добровольно «сдался».

— Да, я получал такое уведомление, — подтверждает Игорь Скоробогатов и добавляет: — Но с какой стати побегу отдавать милиции свою машину? Поэтому послание проигнорировал. Но, как видите, не помогло – остановили, изъяли…

— Это вполне законные действия со стороны сотрудников милиции, — уверяет Азаров.

Плохо и совсем плохо

Хозяев машин, ставших жертвами российской борьбы с левым автотранспортом, ждет от 1 до 3 месяцев неопределенности: это время авто будет находиться на стоянке, а специалисты направят запросы и проведут дополнительные экспертизы.

— Может быть три результата проверки, — предупреждает Егор Азаров. – Самый оптимистичный – машину проверили, нарушений не нашли, и машину вернули владельцу. Если же информация подтвердится и у транспорта обнаружится хозяин, наша задача – вернуть его законному владельцу. Таких примеров с начала года в Томске шесть. Мы связываемся с городом, где угнали машину, оттуда приезжает следователь и в рамках уголовного дела изымает транспортное средство. С чем в этом случае остается томский владелец? Ни с чем – это не его машина. Затраты на ее покупку человек может попытаться вернуть через суд, подав гражданский иск на физлицо или компанию, которая предоставила ему некачественную услугу, продав украденный автомобиль.

— Второе возможное развитие событий – машина не в розыске (угон никто не заявлял), но номера перебиты (таких ситуаций еще в Томске не было). В этом случае томский собственник получит авто обратно, но продать или эксплуатировать его не сможет – на учет такую машину поставить нельзя. Разве что продать на авторазборе, — поясняет Егор Азаров и добавляет: – Согласен, в этом случае механизм несовершенен: возвращая такую иномарку, мы подталкиваем человека на преступление – у него появляется соблазн машину продать. Остается только рассчитывать на здравый смысл граждан.

Прятки

Каждое действие порождает противодействие. В нашем случае защитная реакция автомобилистов уже проявляется: есть ряд примеров, когда местные собственники авто, не желая отдавать машины в руки милиции, предприняли попытки спрятать иномарки. Люди в погонах их ищут.

Предпринимаются и другие незаконные варианты легализации левого транспорта.

 

«Для розыска автомобилей такая база, как ФИС-терминал, очень удобна: можно сразу увидеть, есть ли у интересующей нас машины двойник – автомобиль с такими же «выходными данными». Бывает, выявляем не только двойников, но и тройников, и даже «пятого брата», — говорит Егор Азаров. – Кстати, по всем фактам, когда «перебитая» машина или с поддельными, недостающими документами была поставлена на учет в местном ГИБДД, информация передается в ОСБ УВД, поэтому не исключаю, что по результатам проверок последуют оргвыводы.

 

Нет худа без добра. Два года назад в Томске угнали около десяти «Лэнд Крузеров» и «Лексусов». Теперь у пострадавших владельцев появляется шанс на возврат машин. Кстати, из десятка угнанных дорогих томских иномарок два «Лэнд Крузера» уже вернули местным владельцам. Эти машины не были застрахованы, поэтому их передали владельцам. Если бы собственники машин получили страховые выплаты, автомобили стали бы собственностью страховой компании.

 

С начала года в Томске в поле зрения сотрудников милиции попали 58 машин. Из них 27 изъяты и находятся на штрафстоянке. 6 авто уже переданы законным владельцам в другие регионы. Самый дорогой из них – «Aуди Q7» стоимостью около 4 млн. рублей. Томич заказал эту машину знакомым, поставив условие, что купит только новую иномарку. Беспробеговую машину пригнали из Ростова, где ее… три месяца назад угнали из автосалона.

 

В Томске зарегистрировано почти 600 «Лексусов» и 800 «Лэнд Крузеров».

 

советы эксперта

Безопасная покупка

— Во-первых, не покупайте машины по генеральной доверенности, — советует Егор Азаров. — Во-вторых, если решили купить авто, предложите хозяину доехать до экспертизы, где транспортное средство сразу можно посмотреть на предмет «чистоты»: думаю, если человек собрался покупать авто стоимостью в миллион рублей и выше, потратить 5-7 тыс. рублей на экспертизу не разорительно. И третье — лучше покупать транспортное средство там, где оно стоит на учете, так можно отследить его историю.

 

угол зрения: Почему через ж..?

Игорь Скоробогатов все-таки надеется отвоевать свою машину.

— Буду обращаться в суд. Думаю, ответчиков окажется несколько. Обязательно ГИБДД — к ним две претензии. Во-первых, почему в свое время их сотрудники поставили машину на учет, а про перебитые номера мне никто не сказал? Во-вторых, почему я должен ходить пешком, пока кто-то проводит проверки? Пусть машина будет на контроле, но дайте возможность ездить. А изымают пусть тогда, когда получат ответы на все запросы и решение суда. Безусловно, есть претензии и к автосалону, в котором я купил машину. Это известная в Томске компания (называть пока не буду) – как новый джип вдруг стал левым?

— Я согласен, что Россию нужно вычищать от левого транспорта и бороться со взяточниками и криминальным рынком, но почему в нашей стране все делается через ж..? — выносит свою оценку происходящему Игорь Скоробогатов. — Ведь чем дело кончится? «Раскулачат» ни в чем не виноватых покупателей, но при этом до конкретных виновных (взяточники на таможне, в ГИБДД) дело не дойдет. В итоге тысячи людей останутся без машин и потраченных на них денег, но в стране ничего не изменится.

  

  • Автомобили, которые попали в черный список, сотрудники милиции изымают и ставят на штрафстоянку. Для них отведено отдельное место, и с томских владельцев деньги за постой (пока идет экспертиза) не берут. Сейчас на стоянке 27 изъятых автомобилей — дорогие «Лексусы», «Лэнд Крузеры», БМВ, «Ауди». (Есть машины с новосибирскими и ростовскими номерами.) По ряду иномарок проверки уже проведены, поэтому регистрационные номера сняты, по другим работа продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 8 =