Пятый элемент. Место Томска в реформе высшей школы

Первый заместитель губернатора Оксана Козловская сказала «ТН», что Томск будет искать и предлагать Москве отдельный, предназначенный только для Томска вариант реформы высшей школы. Задача неимоверно амбициозная и, как представляется, очень насущная. На прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание по реформе высшей школы: контуры задуманных Федерацией изменений становятся все более зримыми и все более тревожными для Томска. Увы, пока наш научно-образовательный комплекс лишь четвертый в очереди на попадание в вузовскую элиту страны.

Итак, иерархия вырисовывается следующая. Сначала шествуют федеральные университеты (ФУ). По последним данным, их будет семь – по одному на каждый федеральный округ. В нашем округе, СФО, свято место занято еще в 2006 году – Сибирский ФУ в Красноярске, и министр образования Андрей Фурсенко две недели назад прямым текстом заявил, что в Томске федерального университета не будет. И потому дальнейшая информация о месте расположения других ФУ для Томска практического значения не имеет. Впрочем, кто знает, не соблазнятся ли томские кадры гипотетическими предложениями Дальневосточного ФУ (решение по нему фактически принято), Казани или Калининграда (в числе претендентов).

Вторую категорию элитных вузов составят так называемые национальные университеты. В эту группу уже де-факто включены МГУ, СПбГУ, МФТИ. Дальнейший перечень национальных университетов по предложению Минобрнауки, которое одобрено президентом, будет определяться на конкурсной основе. По планам правительства, таких вузов будет не больше 10. Томск в числе претендентов пока не назывался ни разу.

Третьим элементом реформы должны стать специализированные вузы. В качестве примера названы Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе МИСиС. Оба московских вуза создаются при очень серьезном участии большого бизнеса: МИФИ — совместно с Росатомом как корпоративное учебное заведение атомщиков, а МИСиС — как профильный научно-учебный центр крупнейших российских металлургических корпораций.

Несколько лет назад губернатор Виктор Кресс сказал, что мечтает превратить Томск в сибирский Хьюстон – образовательный, исследовательский, научный центр для нефтяников. В ТПУ немало в этом направлении сделано, и Институт химии нефти в Томске сильный. Однако, во-первых, конкурентов много – Новосибирск, Тюмень и т.д. Во-вторых, корпораций, готовых выделять миллиарды на строительство в Томске Хьюстона, не видно. В-третьих, похоже, на федеральном уровне Томск в числе третьего элемента не видят.

А как видят? Андрей Фурсенко заявил, что из тысячи российских вузов конкурентоспособны максимум 150, а в числе лидеров среди них назвал 57 университетов, которые в последние годы победили в инновационных конкурсах и получили федеральные гранты в рамках нацпроекта «Образование». В этом списке три томских вуза — ТГУ, ТПУ, ТУСУР. И можно, видимо, с большой степенью надежности быть уверенным, что каждый из этой тройки и впредь не уступит своего места под солнцем.

Однако есть два «но». Во-первых, это только четвертая (!) очередь на госфинансирование. Во-вторых, в Томске еще несколько вузов, которым, судя по озвученным федеральным планам, отводится роль пятого, а то и шестого элемента реформы. В лучшем случае это битва за то, чтобы остаться в числе 150, получающих остатки федерального финансирования, в худшем… Вряд ли радикальное предложение Фурсенко о том, что надо закрыть 80 процентов вузов, будет реализовано. А вот смягченный вариант — перепрофилировать те, которые назовут аутсайдерами, в филиалы лидеров или же в средние профессиональные образовательные учреждения – весьма вероятен. («В некоторых случаях лучше стать хорошим ПТУ, чем быть плохим университетом», — заметил Дмитрий Медведев).

Словом, и ТГАСУ, и северская академия, и ТГПУ в подвешенной ситуации. Кто из них первый в очереди «стать хорошим ПТУ»? (Представляется, кстати, что весенняя разгромная проверка педуниверситета была не столько инициирована противниками ректора, сколько тем, что Минобрнауки заранее подготавливает нужную почву). Еще, на мой взгляд, крайне показательна позиция ректора СибГМУ Вячеслава Новицкого, известного своей дальнозоркостью. Медуниверситету в силу его специфики гораздо менее чем другим грозит участь филиала или «хорошего ПТУ», однако Новицкий загодя, за месяц до официальных слов Фурсенко, сказал «ТН», что давно уже просит включить СибГМУ в ТГУ – на правах первого и любимого факультета.

В целом же… Ряд российских экспертов уже предположили худшее: три первые группы вузов, долженствующие стать элитой, получат львиную долю федерального финансирования, а остальные вузы могут оказаться на грани выживания.

P.S. В прошлом номере «ТН» опубликовали материал «Китайская грамота» о реформе высшей школы в Поднебесной. Когда коллега еще только собирала информацию, я поразился: на мой взгляд, начинаемая у нас реформа является своеобразным художественным переводом с того, что было сделано в Китае. Сказал об этом наблюдении одному из управленцев. Он кивнул, а затем усмехнулся:

— Отличие только в одном: в Китае, приняв решение, быстро его исполняют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 8 =