• «Чтобы сделать муниципальный транспорт конкурентоспособным, во-первых, нужно приобрести как минимум 100 новых троллейбусов», – считает директор ТТУ Сергей Световец.

 Впонедельник и.о. мэра Томска Николай Николайчук озвучил планы создания муниципального предприятия «Гортранс». Оно появится на базе ТТУ в начале 2009-го и объединит троллейбусы, трамваи, автобусы большой вместимости и новые комфортабельные маршрутные такси. Будущему «Гортрансу» власть ставит амбициозную задачу: за три года захватить половину пассажиропотока. – Пассажирские перевозки в Томске организованы на очень низком уровне. Сегодня муниципальный транспорт перевозит менее 20 процентов пассажиропотока. Наша задача – сделать его конкурентоспособным, дать томичам возможность выбирать вид транспорта, – объяснил «ТН» Николай Николайчук. Напомним, полтора года назад мэрия уже пыталась изменить правила транспортной игры – провела конкурс на новые 52-й и 62-й маршруты («старые» 25-й и 26-й) в пользу частного предприятия «Горавтотранс». Закончился проект масштабной забастовкой маршрутников и транспортным коллапсом, а потом суд вернул маршруты прежним владельцам. Есть ли у нового проекта мэрии шансы на удачу – на создание сильного муниципального игрока? Насколько серьезным, а также мирным или силовым окажется передел рынка перевозок? Что это даст пассажирам?

Мэрия готовит транспортную революцию

Исходная точка

Что мы имеем сегодня? 800-900 маршруток, принадлежащих примерно 200 частникам и перевозящих 80 процентов пассажиропотока. И трамвайно-троллейбусное управление, выводящее на улицы в среднем 60 троллейбусов, 30 трамваев и четыре автобуса-вертушки для подвоза к конечным остановкам электротранспорта жителей заречных Тимирязева и Дзержинского.

По утверждению директора ТТУ Сергея Световца, от ТТУ бюджет получает 30 млн. рублей налогов, от маршрутников – в несколько раз меньше. Но 40 процентов расходов ТТУ вынуждена компенсировать городская казна. И все последние годы его лихорадило: менялись руководители, предприятие балансировало на грани банкротства, троллейбусы и трамваи на улицах стали едва ли не раритетом. При этом маршрутники крайне неохотно ездили в «невыгодные» присоединенные территории…

– Все проблемы родились не сегодня, последние три года мы пытаемся их снять, – сказал «ТН» председатель комитета по благоустройству и транспорту гордумы Томска Махир Рустамов. – Для начала необходимо было реанимировать работу ТТУ: была принята программа развития электротранспорта, и часть ее уже выполнена: прошло серьезное обновление парка, стабилизирован коллектив. Вторая важная задача – создание конкурентной среды, чтобы и муниципальный, и частный транспорт могли нормально развиваться.

Будущему «Гортрансу» власть ставит задачу за три года захватить половину городского пассажиропотока.

Дорожная карта

Чтобы претворить в жизнь столь амбициозные планы, новому муниципальному предприятию придется, как сказал «ТН» Сергей Световец, усилить свои конкурентные преимущества, на порядок повысив комфортность и ритмичность поездок. Например, докупить около сотни новых троллейбусов. О финансовой стороне дела пока не сообщается.

– Но если завтра выпустить в город хотя бы половину из них, пр. Ленина просто встанет в сплошной пробке, – говорит Световец.

То есть к моменту выхода сотни новых троллейбусов на улицах должен быть иной расклад, и составление новой транспортной карты – прерогатива власти.

– Мы не собираемся посягать на право перевозок по существующим маршрутам, как это пыталась сделать городская власть полтора года назад. Когда я начал работать в должности и.о. мэра, я заявил маршрутникам — это их право работать на маршрутах, которые они накатали. Но при открытии новых муниципалитет будет иметь возможность активно участвовать в аукционах, – пояснил «ТН» механизм увеличения муниципальной доли пассажироперевозок Николай Николайчук. – А такие маршруты будут: появляются новые транспортные возможности — улицы Р. Люксембург, Клюева, Елизаровых, развязка Клюева – Балтийская – Сибирская – Алтайская. Серьезное влияние здесь должно быть у созданного на базе ТТУ муниципального предприятия «Гортранс».

– Понятно, что новую транспортную схему нельзя составлять методом тыка. Нужен научный подход: строгий расчет пассажиропотока и пропускной способности дорог, – размышляет Световец. – В городах, где транспортная схема развивается на основе продуманной концепции, изначально задаются стволовые направления – главные магистрали, по которым ходят только большие автобусы, трамваи, троллейбусы. Задача мелких перевозчиков-маршруток – к магистралям подвезти пассажиров по второстепенным улочкам. В Томске эта проблема еще серьезнее, потому что широких проспектов очень мало.

Как зайти и потерять

Чтобы при перекрое карты не воевать с частниками, по мнению Световца, надо принять четкие правила пассажирских перевозок, единые для муниципалов и маршрутников, которые сделают рынок прозрачным:

– Чтобы каждый знал, что нужно, чтобы зайти на маршрут и из-за чего его можно потерять.

По мнению Махира Рустамова, во-первых, нужно организовать контролируемый выезд маршруток на линию, во-вторых, повысить безопасность частных перевозок – за многими автобусами нет надлежащего ухода, даже в гаражах не стоят…

Хозяйственный расчет

Помимо троллейбусов и трамваев, по замыслу авторов реформы, новое предприятие будет иметь автобусы большой вместимости и маршрутные такси повышенной комфортности. А располагаться станет сразу на нескольких площадках – базах ТТУ на пр. Фрунзе и Комсомольском и площадках на ул. Высоцкого и пр. Мира (бывшее ПАТП-2 сейчас находится в аренде у частника «Горавтотранс»). Разместив подвижной состав в разных концах города, предприятие, например, перестанет гонять троллейбусы с пяти утра с конца Фрунзе на приборный завод, чтобы в шесть забрать оттуда пассажиров, а будет выпускать их с базы на ул. Высоцкого. Эти же базы начнут приносить какой-никакой доход, оказывая услуги частникам.

– Необходим комплексный подход, – сказал «ТН» председатель городского комитета по транспорту Николай Клокотин. – Все расчеты будут готовы до 20 ноября, тогда и станет понятно, как именно будет работать новое предприятие.

По словам Николая Николайчука, точная схема будет готова к концу декабря. К этому же времени на линию выйдут 19 новых троллейбусов и 10 трамваев:

– Новыми трамваями на 100 процентов укомплектуем отдельные маршруты. С учетом загрузки пр. Фрунзе по ул. Лебедева на трамвае от ул. Елизаровых до пер. Батенькова доехать гораздо быстрее – нет пробок. Но сейчас ходят старые некомфортабельные трамваи: поставим новые, в следующем году отремонтируем рельсы, это позволит увеличить и скорость. Тогда и посмотрим, кто конкурентоспособнее – муниципальный или коммерческий транспорт.

Размер пирога

– В Кемерове на долю муниципального транспорта приходится 80 процентов пассажиропотока, – приводит опыт соседей и.о. мэра. – Наша задача – пропорция 50/50. Муниципальный и частный транспорт должны постоянно конкурировать.

– Муниципалитету не выгодна монополия, – подтверждает Махир Рустамов. – Город должен следить за безопасностью перевозок, обеспечить социальные маршруты и создать для частных перевозчиков более цивилизованные условия труда.

В центре этого глобального транспортного вопроса лишь одна константа: ежегодный пассажиропоток. В Томске он составляет около 170 млн. человек. Если умножить на существующий тариф – пусть даже муниципальный пятак, получится 850 млн. рублей.

Станислав ПОРУЧИКОВ,

Инесса ЮШКОВСКАЯ

 

Кстати

Куда придет троллейбус?

– Обязательно появится линия по дороге с ул. Елизаровых через ул. Клюева на Иркутский тракт. Есть планы пустить троллейбусы и по Комсомольскому, – рассказал «ТН» директор ТТУ Сергей Световец. – Совершенно необходимо заводить трамвай на Иркутский тракт. Есть железное правило: если в микрорайоне проживает 50 тыс. человек — нужен троллейбус, если 100 и более тысяч – трамвай. На Иркутском проживает больше 150 тысяч.

 

Мнение

Не верю!

Владелец небольшого маршрутного бизнеса согласился высказать свое мнение исключительно на условиях анонимности, пояснив: «Я за эти полтора года борьбы с городской властью столько нахлебался… Теперь не высовываюсь»:

— Отличные планы. Это законное право муниципалитета – организовывать пассажирские перевозки! Да только где они деньги-то возьмут? Мы возим, проживая все заработанное, латаем дыры, машины менять не на что… По кругу выходит с каждого пассажира всего 7,37 рубля.

Мы предлагали свои схемы, создавали предприятие, но нам не дают развиваться. Да и сами-то власти понимают, за что берутся? Вот сейчас строят новые дороги, развязки. Мы уже выходили в транспортный комитет со своими предложениями как организовать по ним движение. Никакой реакции! Там о таких мелочах, как схемы, пассажиропоток, просто не задумываются. Вы думаете, с таким подходом можно успешно освоить половину рынка пассажирских перевозок? Не верю…

 

Угол зрения:

Политика трамвая

Понятно, что в транспортной революции, заявляемой мэрией, присутствует и политическая составляющая – в марте выборы мэра Томска. И это вполне естественно. И, кстати, полезно — дает политическому классу и избирателям точку отсчета.

Александр КРАСНОПЕРОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =