Хочешь помочь?

Удачи и проблемы томской благотворительности

Мало кто знает, что Некоммерческий детский фонд им. Алены Петровой появился со слов: «У меня ведь все будет хорошо? Ты же обещала, что все будет хорошо?» Вопрос задавался не врачу, а маме. Алене было 15 лет. С тех пор учредитель фонда Елена Петрова решила: нужно сделать так, чтобы у детей, больных раком крови, было все хорошо.

— Теперь я знаю проблемы этих детей. Мне не надо объяснять, почему нужно столько подгузников, почему ребенок не ест, а его мама не хочет разговаривать с прессой…

С этого признания начался СМИ-клуб, организованный Департаментом по информационной политике и работе с общественностью администрации Томской области и Томским союзом журналистов. Основные темы для обсуждения — итоги завершающейся Декады благотворительности и томская благотворительная деятельность в целом.

О проблемах томской благотворительности помимо Елены Петровой рассуждали Сергей Борзов, президент Томского регионального общественного благотворительного фонда «Новое развитие», Людмила Ганьжина, председатель томского отделения Российского детского фонда, Вера Байерлен, председатель областного отделения Российского Красного Креста.

По словам Ирины Трифоновой, начальника областного департамента социальной защиты населения, в нашей области работает около 200 фондов, специализирующихся в разных сферах: работа с незащищенными слоями населения, помощь детским домам, больницам, приемным семьям, предоставление средств на дорогостоящее лечение взрослым и детям и т. п. И сегодня благотворительное дело идет в гору.

Благотворительность, конечно, декадой не ограничивается. Однако именно в эти дни наиболее активно шел сбор средств и вещей для нуждающихся, проводились всевозможные акции (бесплатные медицинские консультации, помощь немощным на дому и многое другое), бесплатные культурно-массовые мероприятия и т. д.

За прошедшие 10 дней декады собрано:

5129 вещей,

822 пары обуви,

7300 книг.

Общая сумма товаров, собранных и выданных населению в рамках декады, оценивается в 1,5 млн. рублей.

Впервые прошел Благотворительный губернаторский вечер. Собранные на этом вечере 500 тыс. рублей были распределены между пятью многодетными семьями.

Но есть и другая сторона медали.

Разрозненность. Российский детский фонд

— Меня поразило, что на конференции Российского детского фонда из 70 наших региональных филиалов Томск занял предпоследнее место, — сетует Людмила Ганьжина. — Дело не в том, что Томск хуже работал, а в том, что деньги собирали отдельные частные фонды, и поэтому они шли мимо РДФ. И получается, что мы как будто ничего не делаем.

Мимо кассы. Фонд им. Алены Петровой

— Если бы нас вывели из налоговой базы, мы бы перечисляли все деньги от и до, — решительно заявила Елена Петрова, которая за полтора года существования фонда отвезла уже трех детишек в Петербург на операцию по пересадке костного мозга. — Государство ведь не участвует в перевозке пациентов, операции, содержании, а налоги при этом берет.

Есть и другая проблема. Все деньги мы собираем с помощью сочувствующих людей. В этом году 2,5 миллиона, в следующем собираемся поднять планку. Но фонд не может достучаться до каждого, а средства массовой информации могут. Не все люди пока понимают, что из их 10, 20, 100 рублей и складываются миллионы.

Бумажные ужасы. Красный Крест

Главная проблема, считает Вера Байерлен, в том, что фонды так и не научились цивилизованно собирать деньги. Чтобы внести свой благотворительный вклад, человеку придется идти в сберкассу, заполнять там какие-то бумажки, затем ехать в саму организацию. В то время как на Западе это вопрос секунд, пока сигнал от нажатой кнопки мультикассы дойдет до электронной базы данных и обратно.

— Чем благотворительность отличается от спонсорства? Спонсор делает что-то для того, чтобы все знали — сюда вложился он, спонсор. Благотворительность же — это профессиональная социальная помощь, — объясняет еще одну проблему Вера Байерлен. — Мы знаем, где и как приспособить деньги. Другое дело, что томские фонды нищие. Администрация скажет: «Вы ведь общественный фонд? Вот и кормитесь своими пожертвованиями и членскими взносами». И будет совершенно права. Адекватные действия — создание комфортных условий для благотворительности.

— Не должна благотворительность решаться аппаратно. Мы ведь живем в гражданском обществе, — согласился с доводами представителя Красного Креста начальник департамента по информационной политике Сергей Никифоров. — К тому же общественные организации более подвижные и более эффективные. И помогать им – наша задача.

Подводя итоги

В общем, мысль о том, что государство должно поддерживать благотворительные общественные организации и создавать условия для их работы, была общим лейтмотивом встречи. И речь здесь шла не просто о финансировании, а о предоставлении различных льгот, например, по оплате коммуналки или аренде помещений и т. д. Высказывалась мысль о создании единого координационного органа, который бы объединил ныне разрозненные благотворительные фонды, о более плотной работе с томскими СМИ.

А тем временем Елена Петрова вовсю погружена в проектирование новой игровой «Звездной» комнаты для детей, больных раком крови.

— Когда я рассказываю о своем фонде, всегда подчеркиваю, что это не просто детский фонд. Это фонд моей дочери. Единственное, что я могу сделать, чтобы сохранить о ней добрую память, — это помогать тем детям, которых еще можно спасти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + пять =