Покупательская активность томичей в ноябре снизилась: сокращение среднего чека примерно на 20 процентов отмечают сразу в нескольких крупных торговых сетях. Ритейлеры говорят: анализ показывает, что люди стали покупать меньше элитных товаров и товаров среднего ценового сегмента, предпочитая эконом-класс. При этом специалисты областной администрации заявляют, что серьезного скачка цен в Томске не было. – Мы проводим еженедельный мониторинг положения дел в пищевой промышленности и торговле. Пока тревоги нет. По некоторым видам объемы продаж даже выросли, например пива, – сказал «ТН» начальник областного департамента потребительского рынка Александр Таловский. – Но прибыль магазинов уменьшается, – констатирует коммерческий директор сети «Поляна» Ольга Феденкова. У этого уменьшения уже есть жертвы: из-за низкой доходности закрывается супермаркет «Русский гастроном» на пр. Фрунзе. — Гастроном будет перепрофилирован в торговое учреждение другого формата, – сказали «ТН» представители руководства «Русского гастронома». – Мы прогнозируем укрупнение некоторых сетей за счет мелких ритейлеров, – заявил «ТН» исполнительный директор «Сибирской Аграрной Группы» Руслан Гурьев.
Волнение торгового моря
Как крупные ритейлеры справляются с финансовым штормом
Еда стала невыгодной
В «Русском гастрономе» на Кулагина пустые полки. Работница торгового зала аккуратно расставляет в холодильной витрине пакеты со свежим молоком. Смотрятся очень одиноко. Гастроном в ближайшее время будет закрыт.
Торговые площади «Русский гастроном» арендует у Областного сельскохозяйственного торгового дома (ОСТД). Там говорят, что до сентября разговоров о закрытии супермаркета не было.
– Но с начала сентября появились задержки по арендной плате – с «Русским гастрономом» у нас подписан договор долгосрочной аренды, – рассказывает «ТН» первый заместитель генерального директора ОАО «ОСТД» Антон Крыцин. – Просроченная задолженность есть и сегодня, сейчас руководство гастронома предоставляет график ее погашения.
Торговые площади у ОСТД арендует немало предпринимателей, но проблемы только у одного из самых крупных – «Русского гастронома».
– Его руководство объясняет нам, что резко падают продажи, и в связи с этим торговля продуктами питания становится нерентабельной, – говорит Крыцин. – Сейчас они разрабатывают варианты выхода из сложившейся ситуации.
– Гастроном будет перепрофилирован в другое торговое учреждение, – сказали «ТН» представители «Русского гастронома». – Магазин закрывается из-за низкой степени доходности – в условиях кризиса все предприниматели действуют одним образом, мы не исключение.
Люди экономят на себе
Падение среднего чека отмечают многие работающие в Томске ритейлеры. Например, в сети «Холидей Классик» «ТН» сказали, что на кассах покупатели оставляют на 30-40 процентов меньше, чем раньше. Когда начали сокращаться прибыли, в компании грешили на снижение товарооборота и уменьшение количества покупателей. Но после анализа чеков стало понятно: покупателей меньше не стало, просто люди экономят на элитных товарах и товарах среднего ценового сегмента.
Сеть АЛПИ торгует товарами эконом-класса. Но и там отмечают снижение среднего чека примерно на 10 процентов.
– Незначительно для нашей сети, – заверяет директор томского филиала АЛПИ Анастасия Фролова. – Возможно, мы еще откорректируем ассортимент в сторону более дешевых товаров.
В ЧП «Семкин» изменения потребительских предпочтений пока не замечают. Компания оценивает рынок комплексно, поскольку выступает и поставщиком, и продавцом – работает с крупными томскими и новосибирскими сетями, обслуживает местные магазины шаговой доступности, а в последнее время расширяет сеть собственных точек торговли молочными продуктами.
– На нашу группу товаров не было резкого повышения цен, – объясняет финансовый директор компании Андрей Семкин. – Если прошлой осенью в связи с молочным кризисом стоимость сыра у нас колебалась от 200 до 230 рублей за 1 кг, то сейчас — в пределах 136-170 рублей.
Переоценка цен
Цены пока незначительно отреагировали на кризис. Это подтверждает и директор томского филиала ООО «Холидей Классик» Сергей Рогожкин:
– Социальный набор продуктов достаточно стабилен: если цены и изменяются, это зависит только от поставщиков.
К повышению цен в сети магазинов «Поляна» постоянные покупатели отнеслись достаточно болезненно:
– В последнее время как ни зайду в магазин, продавцы переклеивают ценники на уже выставленных на полках товарах, поэтому я даже кое-что впрок закупила, – признается постоянная покупательница Анна Клесова.
«Поляна» – дискаунтер: торгует преимущественно товарами эконом-класса. По прогнозам экспертов, снижение спроса на эти продукты не грозит предпринимателям даже в самую тяжелую годину.
– Но прибыль магазинов уменьшается, – констатирует коммерческий директор сети «Поляна» ЗАО «Регионмарт-Томск» Ольга Феденкова. – Поставщики повышают цены, мы же, как социальный магазин, стараемся, по крайней мере, на продовольственные товары первой необходимости удерживать их на прежнем уровне.
В «Поляне» говорят, что такая социальная политика ведет к осложнению отношений с поставщиками:
– Многие из них вопреки договорным отношениям начинают изменять условия по расчетам в одностороннем порядке, – объясняет Ольга Феденкова. – В результате могут возникать некоторые задержки по платежам.
Поставки не стоят на месте
По словам директора томского филиала «Холидей Классик» Сергея Рогожкина, в работе с поставщиками кризис оказался особенно заметным. Производить закупки крупным оптом с солидными скидками – политика компании, но в последние месяцы не все поставщики готовы с ней согласиться.
– Сокращается наполняемость складов – на начало ноября примерно на 3 процента, – рассказывает Рогожкин. – И происходит это именно со стороны поставщиков. Из товаров первой необходимости с полок не исчезло ничего, и вообще нельзя сказать, что ассортимент уменьшился. Просто по некоторым позициям товаров на склад стало поступать меньше.
– Местные сети, такие как «Быстроном», «Лама», рассчитываются вовремя, – уже с позиции поставщика говорит Андрей Семкин. – Чуть похуже дела у «Поляны». Новосибирские сети и представительства федеральных сетей кризис затронул гораздо сильнее: растет задолженность у «Гиганта», «Пятерочки».
К финансовым проблемам новосибирских партнеров Семкин пока толерантен – поставки не прекратил ни в один из магазинов.
А вот в «Сибирской Аграрной Группе» подумывают снизить цены на отдельные виды продукции. Для этого есть определенный резерв. САГ также находится между двух огней, осуществляя поставки и в крупные торговые сети, и в магазины шаговой доступности, и занимаясь фирменной торговой сетью.
– С точки зрения эффективности, на каждый конкретный килограмм проданной продукции нам выгоднее работать с магазинами шаговой доступности, но с точки зрения валовой доходности – с крупными сетями, – объясняет политику компании исполнительный директор ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» Руслан Гурьев. – По большому счету, никаких изменений с осени в нашей работе не произошло – мы лишь ужесточили финансовую дисциплину по отношению к некоторым торговым сетям.
В сентябре у некоторых компаний увеличилась просроченная задолженность. По ряду фактов САГ был вынужден обратиться в суд или приостановить поставки.
– Продолжаем работать со всеми сетями за исключением редких федеральных – питерской «Ленты», «Metro», – продолжает Гурьев. – Небольшие задержки по платежам начались у «Холидея» и «Поляны». С местными сетями проблем никаких – традиционно одна из самых дисциплинированных «Лама».
Грянет в 2009-м?
Несмотря на довольно оптимистичный тон, все респонденты «ТН» заключают: кризис непосредственным образом коснулся торговых сетей.
– Мы, например, были вынуждены временно приостановить инвестиционные проекты, – рассказывает Сергей Рогожкин («Холидей Классик»). – Параллельно идет и оптимизация розничной сети: магазины, которые по разным причинам становятся нерентабельными, закрываются, но на смену им в тех же городах открываются новые, а персонал при этом перераспределяется. Такая оптимизация была и до кризиса, но нашего филиала она пока не касается – шесть магазинов в Томске и один в Северске будут работать без изменений.
– О начале следующего года думаем с беспокойством, – констатирует Андрей Семкин. – В 2009-м ожидаем снижение покупательской способности, связанное с сокращениями на томских предприятиях.
Прогнозы антикризисной погоды
Однако представители всех сетей, с которыми общались корреспонденты «ТН», уверены: им удастся пройти кризис успешно.
Общий товарооборот торговой сети «Холидей Классик» по сибирскому региону в первом полугодии 2008-го составил 11 млрд. рублей, за год новосибирская сеть планирует выручить около 25 млрд.
– Поставленная задача будет выполнена, – говорит Сергей Рогожкин.
Для этого есть два серьезных инструмента: открытие новых магазинов (в ноябре открываются два супермаркета в Новосибирске) и правительственный антикризисный транш, в число получателей которого компания попала, будучи одной из крупнейших за Уралом.
– Естественно, ни о каком сокращении магазинов в нашей сети речи не идет, более того, от планов по открытию новых мы не отказываемся, только, возможно, будут скорректированы сроки, – заявили в «Поляне».
– Прибыль наших томских магазинов в ближайшее время, думаю, не уменьшится, – делится прогнозами Андрей Семкин. – А новогодние праздники помогут повысить уровень продаж.
Крупные против мелких
А вот исполнительный директор «Сибирской Аграрной Группы» Руслан Гурьев выход из сложившейся ситуации видит радикальный: рынок утрясется, когда все мелкие нерентабельные сети закроются или будут проданы более крупным.
– Мы прогнозируем укрупнение некоторых сетей за счет мелких ритейлеров, – объясняет Гурьев. – С крупными сетями работать проще: у них гораздо больше инструментов для решения текущих проблем…
город | Томск | Кемерово | Новосибирск | Иркутск |
Говядина | 157,34 руб./кг б 1,11% | 152,74 руб./кгб 3,66% | 148,82 руб./кгб 0,64% | 165,04 руб./кгб 0% |
Куры | 100,94 руб./кгб 1,31% | 95,75 руб./кг б 1,24% | 101,02 руб./кгб 0,32% | 91,63 руб./кг б 4,14% |
Колбаса варёная | 154,59 руб./кг 0% | 142,33 руб./кг б 4,3% | 124,64 руб./кгб 1,99% | 180,10 руб./кг б 0,2% |
Масло сливочное | 148,62 руб./кгб 1% | 163,59 руб./кг в 0,3% | 172,17 руб./кгб 0,20% | 160,16 руб./кг б 0,83% |
Масло растительное | 76,41 руб./лв 0,3% | 76,84 руб./л б 1,78% | 84,54 руб./лб 0,94% | 76,49 руб./лв 1,4% |
Молоко | 24,97 руб./лв 1% | 21,96 руб./лв 1,44% | 26,56 руб./лб 1,06% | 26,09 руб./лб 10,31% |
Яйца | 34,14 руб./дес. б 9,42% | 33,49 руб./дес. б 10,63% | 38,22 руб./дес.б 6,46% | 37,46 руб./дес. б 3,30% |
Сахар | 25,03 руб./кгв 3,1% | 22,67 руб./кг б 1,34% | 26,13 руб./кгв 0,65% | 27,37 руб./кг б 0,62% |
Мука | 21,58 руб./кгб 1,24% | 18,40 руб./кгв 0,76% | 22,73 руб./кгв 1,01% | 20,72 руб./кгв 0,87% |
Хлеб пшеничный | 25,66 руб./кгв 0,78% | 18,83 руб./кг.0% | 32,59 руб./кгб 0,06% | 32,29 руб./кг0% |
Рис | 50,36 руб./кгв 2,35% | 48,17 руб./кгв 2,28% | 53,83 руб./кгб 0,91% | 47,48 руб./кгв 0,05% |
Картофель | 17,94 руб./кгв 1,22% | 17,83 руб./кгв 0,34% | 19,20 руб./кгб 2,5% | 16,17 руб./кгв 0,68% |
Рыба | 63,77 руб./кг б 2,65% | 63,05 руб./кг б 2,48% | 64,64 руб./кг v 1,32% | 55,50 руб./кг б 8,54% |
* б — вверх, в — вниз
Средние потребительские цены на основные продукты питания по территориальным центрам (состояние на 10 ноября в процентном соотношении с ценами на 13 октября) (по данным Томскстата)
Мнения и комментарии
Александр Таловский, начальник областного департамента потребительского рынка:
– Томская область сильно зависит от внешних поставщиков: мы обеспечиваем себя продовольствием только на 40-45 процентов. Но, несмотря на такую большую долю завозных продуктов, цены не так уж высоки – на среднем уровне в СФО. И думаю, нам удается сохранять эту относительно благоприятную ситуацию: все последние годы мы не препятствовали вхождению торговых сетей из других регионов, а, наоборот, всячески привлекали их. В результате присутствие их в Томске оказалось гораздо более ощутимым, чем у кого-либо из соседей. А конкуренция и покупательский спрос как раз и регулируют цены.
Мы проводим еженедельный мониторинг положения дел в пищевой промышленности и торговле. Пока тревоги нет: спрос на товары первой необходимости не упал, пищевка, по большому счету, пока не пострадала. По некоторым видам объемы продаж даже выросли, например пива.
Проблемы возникают у предприятий-производителей, которые стали позже получать деньги за свою продукцию от продавцов – крупных торговых сетей. Когда-то срок оплаты ограничивался 15 днями, потом – 25, теперь, когда сети не могут привлечь банковские средства для закупки товаров, — до 90 суток. Но пока наши предприятия с этими трудностями справляются самостоятельно. Независимые магазины шаговой доступности и прежде не привлекали кредиты, так что в их работе ничего принципиально не изменилось.
Алексей Аникин, начальник областного департамента Госзаказа и ценовой политики:
– В прошлом году распоряжением губернатора по 15 наименованиям социальной продукции (хлеб, молочные продукты, мясо, яйцо, сахар, мука, масло, овощи) рекомендовано ограничить торговую наценку 15 процентами — по Томску и южным районам и 20 процентами – по северным. По этим продуктам мы ведем мониторинг по данным статистики и данным, которые получаем от основных торговых сетей – за месяц резких ценовых скачков не было. (Повышение цен на молочную продукцию – обычное сезонное, связанное с переводом стада на зимнее содержание.)
В периоды резких скачков цен к нам поступает порядка 15-20 жалоб за неделю, как правило, по магазинам шаговой доступности. Да, слово «рекомендация» говорит само за себя, но при выявлении завышенных торговых надбавок на социальные продукты торговля прислушивается к мнению властей – часто ценники меняются прямо в ходе проверки.
Что может подтолкнуть рост цен на продовольствие? Только приближающиеся новогодние праздники – на деликатесы, сладкое и шампанское. Цены на ГСМ показывают четкую тенденцию к снижению, на зерно — стабилизировались. Кредитные ресурсы подорожали – это, конечно, важно для сетей, но сегодня кредит получить непросто, так что это не повлияет на продовольственные цены.
- «Русский гастроном» на пр. Фрунзе закрывается из-за низкой степени доходности. Проблемы у магазина возникли с началом финансового кризиса.