Контрольное взвешивание

Впоследние дни предвыборные страсти достигают точки кипения. В первом туре две недели назад симпатии избирателей поделились фактически поровну между Александром Деевым и Николаем Николайчуком. Думаем, сегодня предсказать итоги второго тура никто не возьмется. Разговоры горожан показывают – город расколот. А большинство политиков и наблюдателей ведут себя так, что становится понятно – нужно быть готовым к любому исходу. И потому самое время попытаться представить, что получает Томск в случае победы того или иного кандидата.

«Заместитель губернатора по городу»

Так это на самом деле или нет, но победа Николайчука будет восприниматься не как самостоятельная, а как ставшая возможной благодаря большой поддержке со стороны. Когда Николайчук не набрал в первом туре 50% голосов, политбомонд явно решил, что во втором туре высок риск поражения, и все (губернатор, депутаты разных уровней) в пожарном порядке бросились помогать и.о. мэра. (Чего стоит, например, одно экстренное заседание гордумы и затем ток-шоу в эфире ГТРК.) Соответственно, мы получаем политически слабого мэра — многим обязанного и потому зависимого в первую очередь от «ЕдРо» и особенно от губернатора. От недоброжелателей уже услышал, что мы получим заместителя Кресса по Томску.

Такая слабость, безусловно, минус. Во-первых, хватит ли воли у «заместителя губернатора по городу» спорить по принципиальным вопросам, отстаивать особую точку зрения на ту или иную проблему? Во-вторых, кто бы меня ни убеждал, что мэр должен быть только эффективным хозяйственником, считаю, что глава большого города обязан быть и авторитетным в народе политиком. Особенно это важно в кризисное время, чреватое социальной нестабильностью. (Безусловно, политическую слабость Николайчука не следует преувеличивать — Александр Макаров всегда выходил из выборов очень уязвимым и ослабленным, но потом планомерно восстанавливал влияние. И у Николайчука тоже есть возможность за год-два поправить пошатнувшиеся политические позиции.)

Плюсы Николайчука тоже несомненны. Во-первых, в активе у него вполне добротные итоги полутора лет работы во главе мэрии. Думаю, ни один честный критик не может сказать, что Николайчук в чем-то допустил глубокий провал. Да, проблемы, неудачи и ошибки, конечно, были. Но вполне рабочие, исправимые. И думается, впредь Николайчук будет работать не хуже.

Во-вторых, продолжится поступательная работа всей мэрии. Пиарщики Николайчука, конечно, сильно загнули про то, что «новая команда» уже создана, но начало ее формированию действительно положено, несмотря на всю шаткость роли и.о. мэра. Кстати, критикам не следует забывать и то, в каком разобранном состоянии Николайчук принял «Красный дом» после шока с арестом Макарова и последующего полугода межумочного состояния.

Наконец, безусловно, очень сильной стороной Николайчука является хороший контакт с «Белым домом». Показательно, что даже сидящий в СИЗО Александр Макаров это отметил:

— Несомненный плюс Николайчука – поддержка областной власти, ведь все томичи понимают, что федеральные деньги идут в город только через область.

Словом, как управленец Николайчук не вызывает больших опасений, а его «встроенность в вертикаль» гарантирует и удовлетворение московских парткураторов, и плановую работу по начатым и новым проектам.

В итоге Николайчук сегодня — выбор для людей, которые устали от революций и хотят преемственности.

«Великолепный политик»

В случае победы Александра Деева Томск получает яркого и по-своему успешного публичного политика, нередко весьма полезного в своей роли депутата-критика.

— Я сказал ему: «Саша, ты великолепный политик, который умеет обнажать определенные ключевые вопросы. Но люди на округе ждут от меня реальных дел, и я понимаю, с кем эти реальные дела я могу делать» — так недавно, несмотря на дружеское расположение к Дееву, охарактеризовал свое негативное отношение к его участию в выборах мэра один из депутатов областной Думы.

На этом плюсы Деева в должности градоначальника, на мой взгляд, заканчиваются. Как управленец, он вызывает сплошные вопросы – не считать же положительным опытом десятилетней давности руководство фондом ОМС, закончившееся уголовным делом и принятой Деевым амнистией (спасибо 55-летию Победы).

Во-вторых, меня просто поражает беззастенчивый популизм «великолепного политика». «Бесплатный проезд пенсионеров в муниципальном транспорте» – где деньги, Зин? «Снижение тарифов ЖКХ» — отменим федеральное повышение тарифов на электроэнергию, газ? И так далее и тому подобное. Риторический вопрос — можно считать все это реальной программой действий мэра?

В-третьих, очевидно, на мой взгляд, административное одиночество Деева. Он говорит, что у него есть команда, однако ни одного человека не предъявил. То есть либо команда мифическая, либо очень боязливая – побоялись назваться перед выборами. (Предвижу ответ – мол, не хотели попасть под административный пресс. Отвечаю – не верю. А после выборов объявиться не страшно?) В общем, нетрудно предсказать длительный хаос внутри «Красного дома» — второй раз за последние два года!

В-четвертых, «на сладкое», сакраментальный вопрос, в ответ на который Деев неизменно хранит партизанское молчание, – какие все же таинственные бизнес-структуры и из каких интересов больше года щедро спонсировали Деева? (Вообще, по-моему, Александра Николаевича вполне можно назвать не оппозиционным, а коммерческим кандидатом.)

Как следствие сказанного — полное и жесткое неприятие Деева со стороны губернатора:

— Я себе не представляю, как работать, если, не дай бог, Деев будет избран. И боюсь, что я вряд ли найду какую-то схему работы с ним. Я не верю ни одному его слову! – заявил Виктор Кресс неделю назад.

Словом, победа Деева будет триумфом его как публичного политика, но при этом мы получаем масштабный управленческий кризис с совершенно неизвестным способом его разрешения и неизвестным финалом. И все это во время набирающего силу экономического кризиса.

В итоге Деев сегодня — выбор для людей, которые не боятся потрясений и, возможно, даже хотят их.

15 марта

До сих пор на всех выборах мэра Томска во втором туре побеждал кандидат, который набирал больше голосов в первом туре. То есть статистика – в пользу Николайчука.

Однако есть и другая аналогия. В 1996-м действующий градоначальник Геннадий Коновалов проиграл во втором туре претенденту, и в итоге Томск на 10 лет получил Александра Макарова.

Банальность, но 15 марта избирателям Томска предстоит сделать очень ответственный выбор. Безусловно, апокалипсиса в любом случае не будет. Но надо четко понимать: тот или иной выбор действительно серьезно отразится на повседневной реальности большинства горожан.

От редакции

Революционное разочарование

Cоциологи давно вывели непреложную формулу: любая революция — это всегда завышенные ожидания слишком многих людей и затем, как следствие, их обязательное разочарование.

Есть основания считать, что в нашем случае разочарование «в революции» может быть крайне серьезным. Популистские лозунги «революционера» при непонятных, никому неизвестных «людях за спиной» могут дорого обойтись и городу, и области.

Давно уже (сначала робко, а в последнее время — явственно) озвучена версия, что избирательная кампания Деева всего лишь часть атаки его таинственных бизнес-покровителей на губернатора. И Виктор Кресс в прошлый четверг на пресс-конференции эту версию подтвердил:

— Главное сегодня – не Деев и Николайчук. Процессы-то значительно глубже, чем все выглядит на поверхности. Главное – за Деевым стоят экономические интересы определенных кругов. И нужно им кресло не в «Красном доме», а вот там, — Виктор Кресс показал рукой себе за спину, где находился губернаторский кабинет.

Готовы ли томичи так поднять ставки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 13 =