Ни денег, ни машины

— В августе 2008-го поехал в Красноярск, — рассказывает томич Владислав Седов. – Перед этим снял с учета автомобиль («Ниссан Террано» 1996 года выпуска) — собирался продавать. Когда возвращался домой, на сотовый (номер был написан на машине) позвонила девушка: мол, с мужем хотели бы купить автомобиль, и попросила подождать на трассе. Подъехали… сотрудники УВД: как сказали, машину угнали в Красноярске примерно за год до этого. Заключение экспертизы: номера перебиты, вырезан кусок металла. Домой я возвращался без «Ниссана».

Автомобиль был приобретен на авторынке, причем Владислав не первый владелец-томич. Предыдущий хозяин тоже ставил и снимал авто с учета, менял техпаспорт…

— Прежний хозяин говорит, что приобрел машину по счету-справке у людей из Абакана. При экспертизе также выяснилось, что в старом техпаспорте тоже есть следы подчистки — я не понимаю, как такую машину поставили на учет! Подавал заявление в милицию о факте мошенничества: приходит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту незаконного задержания автомобиля. Но я жаловался на продажу мне краденой машины! Кто-то же в цепочке продавцов знал, что «Ниссан» в угоне! Думаю, проследить всех продавцов можно: в ГИБДД должен быть счет-справка с указанием данных абаканцев. Милиция просто не работает, — выдвигает претензии к работе милиции Владислав.

Расследование идет

«ТН» попросили прокомментировать ситуацию начальника отделения оперативно-розыскной части по раскрытию транспортных преступлений при УВД по Томской области майора милиции Марину Подмаркову.

— Уголовное дело есть — по факту хищения автомобиля. Второе должны были возбудить по месту обнаружения (в Красноярске) по признакам состава преступления, предусмотренным статьей 326 УК РФ (перебивка номеров агрегатов). В Томск следователь будет направлять процессуальные документы. Должностные лица по заданию сотрудников Красноярска будут опрашивать всех собственников автомобиля, чтобы установить лиц, причастных к перебивке номеров агрегатов. Предварительное следствие длится до двух месяцев. Если по их истечении не будет установлено лицо, которое совершило преступление, дело приостанавливается (не прекращается!) до появления дополнительной информации.

— А по факту мошенничества — продажи заведомо краденого автомобиля?

— Вменить мошенничество проблематично: нужно доказать, что продавец знал, что автомобиль краденый и на нем кустарно изменена маркировка, но скрыл от покупателя эти факты. Тем более в нашем случае цепочка продавцов; последние вполне могут быть добросовестными приобретателями. К тому же по уголовным делам по факту перебивки номеров агрегатов срок исковой давности — 2 года. По истечении этого срока, даже если человек сознается, к уголовной ответственности привлечь нельзя.

Вернуть деньги

— То есть уплаченные за машину деньги потеряны?

— Возврат денег регламентируется совсем другими законодательными актами. Смысл их — автомобиль с кустарно измененной маркировкой не может являться объектом законной сделки. То есть человек, у которого изъяли машину, собирает все документы, подтверждающие, что он законно купил автомобиль, допустим, у Сидорова, и подает гражданский иск в суд о расторжении сделки купли-продажи. Обычно суды встают на сторону покупателя. По закону материальная ответственность наступает, даже если продавец не знал об изменении маркировки, то есть Сидоров будет обязан возместить ущерб. А затем, в свою очередь, может подать в суд на предыдущего продавца.

— А когда цепочка дойдет до тех, кто угонял и перебивал номера?

— Они по своим документам не продают. Используют поддельные бланки ПТС, удостоверений личности, справки-счета, доверенности. Лиц, продавших заведомо краденый автомобиль, найти крайне сложно.

— Были случаи, что деньги возвращали?

— В начале этого года женщина, у которой изъяли «Ниссан», получила деньги от фирмы-продавца. Автомобиль был куплен в Новосибирске, при постановке его в Томске на регистрационный учет оказалось, что машина имеет измененные номера, в ходе расследования установлено: похищена в Алтайском крае. Женщина подала иск, и фирма-продавец еще на досудебном заседании согласилась возместить ущерб.

— «ТН» писали около года назад: томский бизнесмен Игорь Скоробогатов все правильно сделал — купил в автосалоне — и все равно лишился машины.

— Со Скоробогатовым история не закончена. Автомобиль идентифицирован, он был похищен в Санкт-Петербурге. В документах фигурирует томская фирма-продавец. Но сделка оформлялась с нарушением: сотрудник фирмы, используя служебное положение, фальсифицировал документы на продажу. Сотрудник, естественно, уволен. Но сложно сказать, будет ли руководство фирмы нести ответственность за сфальсифицированную сделку. Это предстоит решать в суде. В такой ситуации оказался не только Скоробогатов — как минимум, еще один человек.

Правила безопасности

— Люди при покупке думают: если автомобиль уже стоял на учете в ГИБДД — это гарантия…

— И по большому счету это должна быть гарантия. Но, увы, госинспектор, который проводит сверку номеров, не обладает познаниями и квалификацией эксперта и не располагает нужным оборудованием. А люди, которые занимаются видоизменением номерных агрегатов, делают это очень профессионально — свежая шпаклевка и лакокрасочное покрытие, все блестит и сверкает. Визуально очень сложно что-то заметить. Как правило, перебивка вскрывается только через несколько лет эксплуатации автомобиля — в местах, где было вмешательство в структуру металла, становятся заметны изменения — окисление, отслаивание шпаклевки и не заводской краски. И госинспектор, который проводит очередной техосмотр, обязательно это заметит.

— Перебитые номера «всплывают» только на техосмотрах?

— С 2008 года, когда ввели единую информационную систему, началась работа со всеми базами данных по проверке стоящего на учете транспорта. Вскрываются факты, что есть «двойники» автомобилей в другой области, или ПТС не изготавливался Госзнаком, либо никуда не распределялся, не выдавался на эту машину, находится в розыске… По всем таким случаям работают сотрудники оперативно-розыскной части и ГИБДД.

— Как обезопаситься покупателю?

— К сожалению, у нас нет структуры, где человек мог бы получить всю информацию о приобретаемом автомобиле, поэтому несколько советов.

Первый: старайтесь покупать автомобиль в автосалоне, даже подержанный.

Второй: договоритесь с продавцом, чтобы машина была осмотрена специалистом до заключения сделки. Вот ходовую часть у нас принято смотреть (приводят мастеров послушать двигатель, посмотреть подвеску), а номерными агрегатами никто сильно не интересуется! Есть экспертные учреждения, которые оказывают такие услуги именно на стадии оформления сделки купли-продажи. Эксперт имеет специальное образование, оборудование, которое позволит исследовать номера, не причиняя ущерба товарному виду автомобиля. Исследование стоит 1-2 тыс. рублей. Согласитесь, не такая уж и большая сумма по сравнению со стоимостью самого автомобиля… (При сверке номеров агрегатов в ГИБДД эксперты ЭКЦ УВД привлекаются только в исключительных случаях.)

Третий. Внимательно смотрите документы, удостоверяющие личность продавца, подтверждающие право его собственности на транспортное средство. Не берите по рукописным доверенностям. Не оформляйте доверенности у нотариуса, который сидит без вывески в каком-то подвале. Потом оказывается, что такого нотариуса нет… Пример: «Лэнд Крузер» с номерами другого региона. Собственником по документам является женщина, допустим, Иванова. Продает мужчина Петров по рукописной доверенности на управление — отдает машину стоимостью почти 1,5 миллиона без паспорта транспортного средства за смехотворный аванс. И наш томич берет: «Я сходил к знакомым ребятам, они посмотрели, автомобиль не числится в розыске». В итоге сегодня у него ни 200 тысяч отданного аванса, ни автомобиля, который оказался похищенным из Санкт-Петербурга.

Четвертый. Договаривайтесь с продавцом, чтобы он сопровождал вас до момента регистрации — деньги отдавайте после постановки машины на учет в ГИБДД и получения госномера.

Пятый. Когда оформляете справку-счет или договор купли-продажи, не надо писать, что купили «Тойоту Лэнд Крузер» 2007 года выпуска за одну тысячу рублей. Реальный случай! На днях приходит еще гражданин, купивший перебитую «Ауди» «за тысячу рублей»: «Надо в суд подавать, а что мне теперь делать»? Придется доказывать суду реально выплаченную сумму, и это будет очень сложно. Если человек все оформил в соответствии с требованиями законодательства, даже если потом и вскроется что-то нехорошее с машиной, ему будет проще отстаивать свои интересы в суде.

 

НАША СПРАВКА

За 2008 год в Томске изъято около 60 автомобилей с измененной маркировкой. Большая часть (36) идентифицирована, установлены инициаторы розыска. Автомобили переданы как вещественные доказательства по месту расследования фактов хищений. Большинство — в Санкт-Петербург и Москву, но география обширная – Ростов-на-Дону, Красноярск, Барнаул, Екатеринбург, Украина… В основном это угоны 2004-2006 годов, марки – «Лэнд Крузеры», «Лексусы», «Мерседесы», «БМВ».

Транспорт, оставшийся неидентифицированным, возвращен владельцам, у которых его изымали, но не как транспортное средство, а как вещь. В положении о ГИБДД МВД РФ, утвержденном Указом Президента, четко прописано: автомобили с кустарно измененной маркировкой к участию в дорожном движении не допускаются, регистрация в ГИБДД таких автомобилей запрещена. По окончании следствия человек может распорядиться автомобилем по своему усмотрению. Например, реализовать какие-то запчасти, но кроме номерных частей и узлов, которые были перебиты, их обязаны утилизировать.

 

КСТАТИ

Иностранные автомобили опознать легче.

Иностранные фирмы маркируют автомобиль дублирующими номерами в скрытых частях кузова: для их установления нужны либо сканеры, либо частичный разбор автомобиля. Отечественные автомобили имеют только визуально читаемые маркировки. И если преступник уничтожил эти два-три номера, идентифицировать машину практически невозможно.

 

За 2009 год на спецстоянку поставлено пока восемь автомобилей.

Комментарий ГИБДД:

Старший инспектор управления ГИБДД УВД по Томской области Виталий Аплин:

— На основании положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 и приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не допускаются к участию в дорожном движении, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, имеющие признаки скрытия, изменения, уничтожения маркировки узлов и агрегатов. Эти же требования распространяются на случаи подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных или похищенных.

Перед проведением некоторых регистрационных операций транспорт представляется в ГИБДД на сверку номерных агрегатов. При положительном заключении это является основанием для последующих действий. Но сама процедура сверки не служит доказательством того, что транспорт не имеет криминального прошлого, если потом признаки подделки будут установлены. Также нельзя в дальнейшем ссылаться и на заключение инспектора ГИБДД, потому что он не обладает квалификацией и статусом эксперта. Тот факт, что имеющиеся недостатки выявляются не сразу, а после последующих проверок, свидетельствует не о некомпетентности инспектора, а только, к сожалению, о высоком уровне подделки. Инспектор, не заметивший измененную маркировку, привлекается к дисциплинарной ответственности. Но если появятся сомнения в ее подлинности владелец и его транспорт доставляются в РОВД для дальнейшего выяснения всех обстоятельств.

Чтобы избежать этого покупателю в своих интересах еще до передачи денег следует удостовериться в подлинности маркировки и документов. Для этого необходимо обратиться в экспертное учреждение, проводящее соответствующие экспертизы и исследования, и таким образом «застраховать» свою покупку. Особенно требуется быть осторожным, если есть явное несоответствие между состоянием автомобиля и указанным годом выпуска, либо реальной его стоимостью и той, за которую его отдают.

В случаях, когда выявляются транспортные средства, находящиеся в розыске, они возвращаются законному владельцу. Таковым является лицо, из обладания которого транспорт выбыл неправомерным способом. Если, в ходе следствия не удается установить истинного владельца, автомобиль вернут последнему покупателю. Но использовать его именно как транспортное средство запрещено. Все документы и регистрационные знаки останутся в ГИБДД, а сам факт регистрации аннулирован.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 1 =