Монополька

— Почему мы должны доказывать ТГК-11, что в результате энергосберегающих мероприятий нам нужно меньше тепла? Ведь за справки лицензированной организации надо платить — думаю, это десятки тысяч рублей, — недоумевает председатель ТСЖ «Наш дом» Татьяна Ховрина.

 

По почте пришло письмо из ТГК-11, — недавно рассказала «ТН» председатель ТСЖ «Наш дом» Татьяна Ховрина. – Предлагают подписать дополнительное соглашение к договору на поставку тепла нашему дому. Текст меня удивил: оказывается, если мы решим экономить и выключим отопление раньше определенного энергетиками срока, с нас все равно возьмут плату за тепло. И это еще не все…

— Есть несколько участков, которые сегодня невыгодны перевозчикам: назад им приходится гнать вагоны порожняком — нет обратного груза, — примерно в это же время сказал генеральный директор ОАО «АК «Томские мельницы» Евгений Рубцов. — И перевозчики говорят нам: доплачивайте за возврат пустых вагонов.

Итак, чуть ли не каждая неделя рождает новости об очередных боях, которые навязывают гражданам и промышленности различные монополии. И неудивительно — говорим, что дробим монополии, по сути же – плодим их.

 «Хитроумие корпораций развивалось быстрее, чем законы нации и государства», — сказал в 1909 году президент США Теодор Рузвельт.

Отопление «в нагрузку»

 Установка теплосчетчиков в многоквартирных домах, казалось бы, должна была навести порядок во взаимоотношениях горожан с монополистами-энергетиками: томичи теоретически стали платить только за то тепло, которое они реально потребили. И прошлой осенью, после многолетних перипетий, мэрия отчиталась: все установленные счетчики исправны, проверены и должны, наконец, точно учесть потребленное горожанами тепло. Однако, похоже, такая ситуация энергетиков не устраивает: у них свои расчеты.

«Возместите расходы»

— Мне по почте пришло письмо из ТГК-11, — рассказала «ТН» председатель ТСЖ «Наш дом» Татьяна Ховрина. – Предлагают заключить дополнительное соглашение к договору на поставку тепла нашему дому. Текст меня удивил:

«При снижении потребления абонентом договорной величины количества тепловой энергии путем отключения (не включения) абонентом систем теплоснабжения… абонент возмещает ЭСО расходы, связанные с производством и подачей тепловой энергии в объеме, рассчитанном по нагрузкам. Величина возмещения устанавливается исходя из размера условно-постоянных затрат электроснабжающей организации… Положение не применяется в случаях снижения потребления тепловой энергии, вызванного внедрением мероприятий по энергосбережению, с предоставлением расчетов, выполненных лицензированной организацией. Изменение ставки условно-постоянных расходов на тепловую энергию не требует дополнительного согласования с абонентом».

— То есть если мы решим экономить и выключим отопление раньше определенного энергетиками срока, с нас все равно возьмут плату за тепло? – недоумевает Татьяна. — И почему мы должны доказывать ТГК-11, что в результате энергосберегающих мероприятий нам нужно меньше тепла? Ведь за справки лицензированной организации надо платить — думаю, это десятки тысяч рублей. Разве не для этого и стоит счетчик – показывать, сколько тепла мы реально потребили? В договоре оговариваются только максимальные нагрузки, которые мы не должны превышать…

Отдельный вопрос у председателя ТСЖ по датам: документ пришел около двух недель назад, но при этом озаглавлен: «Дополнительное соглашение от 02.03.2009 г.».

Можно поспорить

— Сам факт предложения такого соглашения – еще не нарушение, — сказал «ТН» начальник отдела контроля монополистической деятельности антимонопольного управления по Томской области Игорь Бутенко. – Не хочешь – не заключай. Если энергетики попытаются каким-то другим, кроме судебного, образом заставить потребителя заключить не устраивающее его соглашение, мы будем разбираться в ситуации. В одностороннем порядке отказаться от условий заключенного договора они не имеют права.

Между тем энергетики продолжают настаивать на обязательности и законности подписания дополнительного соглашения. Представители Томской энергосбытовой компании ссылаются на то, что они планируют производство определенного количества тепла, то есть определенные затраты, и потому:

«Согласно ч. 2 ст. 541 Гражданского кодекса РФ договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве».

Также энергетики говорят, что «ставка условно-постоянных затрат является экономически обусловленной» — из расчета затрат «на закупку материалов, выполнение работ и услуг производственного характера, оплату труда персонала, амортизацию и т.д.».

Продолжение следует

— В ноябре меня уже уведомляли о том, что энергетики расторгают с ТСЖ действующий договор и предлагают заключить новый. Очень многие пункты в новом договоре меня не устроили, — припоминает Татьяна. – Мне посоветовали написать протокол разногласий. Я так и сделала. Тогда энергетики составили третий документ – протокол согласования разногласий. Пришлось согласиться с окончательным вариантом договора, который показался мне более-менее приемлемым…

Надо полагать, часть председателей ТСЖ уже подписали договоры с пунктом об оплате тепла «по нагрузкам». А коллизия с несогласными получит обострение осенью, накануне начала отопительного сезона.

Наталья Завьялова

Проблем вагон

Реформа РЖД вызывает тревожные вопросы у руководителей ряда томских предприятий – производителей стройматериалов, леса, продуктов питания. Они говорят: реформа приведет к существенному повышению цен на перевозку грузов по железной дороге, а ряд производителей вообще рискуют потерять рынки сбыта. Следствием станет, во-первых, ухудшение экономического состояния предприятий. Во-вторых, товаропроизводители будут вынуждены увеличить цены на свою продукцию, что в конечном итоге скажется на кошельке потребителя.

Доплачивайте, или не поедем

«Первая грузовая компания» (ПГК) — составная часть холдинга РЖД — начала работу во второй половине 2007 года. Сегодня у нее 14 филиалов (с 2008 года и в Новосибирске). В конце 2007 года РЖД передали ПГК более 200 тыс. вагонов, в 2008-м — все цистерны, полувагоны и цементовозы, а с 2009 года приступили к передаче крытых вагонов, зерновозов, минераловозов и платформ.

— Более 50% крытых грузовых вагонов пока остается у РЖД, но до конца 2009 года будут полностью переданы ПГК, — сказал «ТН» заместитель начальника Кузбасского отделения ЗСЖД филиала ОАО «РЖД» Евгений Гулякин.

Едва став крупнейшим оператором грузов в России, ПГК уже получила неодобрительную оценку участников рынка. Практика показала: некоторые регионы страны могут оказаться для томских поставщиков отрезанными, а цена перевозки – возрасти на треть.

— Есть несколько участков, которые сегодня невыгодны перевозчикам: назад им приходится гнать вагоны порожняком — нет обратного груза, — говорит генеральный директор ОАО «АК «Томские мельницы» Евгений Рубцов. — Сахалин невыгоден практически весь. Не интересны любые малые расстояния, например Белый Яр Томской области. Не интересен Ханты-Мансийский автономный округ. Есть проблемы по Средней Азии. Если с РЖД мы повсюду рассчитываемся по прейскуранту, утвержденному правительством РФ, то в ПГК нам говорят: доплачивайте за возврат пустых вагонов. Более 70% вагонов, отгружаемых «Томскими мельницами», идет именно в непопулярные для перевозчиков направления. Это около 15% всего производства компании.

— Очень большие объемы — в случае потери названных рынков предприятие потерпит серьезные убытки, — говорит Рубцов. – И мы, видимо, будем вынуждены пойти на повышенные тарифы «Первой грузовой»…

Завод КПД ТДСК по железной дороге перевозит железобетон, металл, цемент, другие стройматериалы и тоже уже имеет опыт общения с ПГК.

— Сейчас проблемы нет – из-за кризиса объемы перевозок упали, и вагонов стало хватать, — пояснил «ТН» коммерческий директор завода КПД ТДСК Александр Мистрюков. — Но еще осенью 2008 года ПГК выбирала выгодные ей направления и могла нам сказать: «Туда-то мы не поедем». Цены на перевозки по сравнению с 2007 годом выросли.

Эффективная логистика

В самой «Первой грузовой компании» призывают не преувеличивать проблемы и утверждают, что готовы к сотрудничеству с любыми клиентами во всех областях России. На начальном этапе становления, сказал «ТН» директор Новосибирского филиала ПГК Евгений Долженко, приходилось отказывать некоторым клиентам по причине недостатка подвижного состава. Но сейчас этот вопрос урегулирован (в 2008-м закуплено более 10 тыс. единиц подвижного состава, еще 4,5 тыс. в 2009 году, до конца года планируется закупить еще 8,8 тыс. вагонов). В круглосуточном режиме работает диспетчерский центр, выстраиваются привлекательные логистические маршруты.

— Клиент, который обратился в Новосибирский филиал ПГК, будет оперативно обеспечен подвижным составом, а его груз будет доставлен в любую точку независимо от территориального присутствия филиала, — заверил Долженко.

По невыгодным маршрутам, сказал Долженко, идут согласования между ПГК и рядом томских предприятий:

— С «Томскими мельницами» уже заключен договор, обсчитываются объемы и маршруты, идет нормальная работа двух партнеров. ТДСК мы отправили наши предложения о сотрудничестве — компания взяла тайм-аут на размышление. Мы не планируем отменять какие-либо направления — заверяет Евгений Долженко. — Более того, активно работаем с так называемыми невыгодными направлениями. У нас к этому другое отношение: мы видим свою задачу не в выборе направления, а в работе без убытков по нему. Для этого сформировали команду логистов, отправили их на учебу в Москву в международный центр логистики и, учитывая новые технологии, применяем их на практике. Например, сейчас активно прорабатывается направление на Казахстан: с казахскими партнерами просчитываем варианты, чтобы обеспечить обратную загрузку составов.

Словом, в ПГК убеждают: компания намерена увеличить доходность грузоперевозок за счет их оптимизации и эффективной логистики. Но возможно грузоотправителям придется оплачивать обратный прогон пустых вагонов (ведь и сама ПГК должна будет платить РЖД за перевозку порожняка), и цена на перевозки, скорее всего, будет выше прейскуранта РЖД…

Философия рынка

Руководители томских предприятий не разделяют оптимизма представителей ПГК.

В этом году гендиректор «Томских мельниц» Евгений Рубцов надеется продолжить сотрудничество с РЖД — благо, там еще остается достаточное количество крытых грузовых вагонов. А вот что и как будет в следующем году – не известно. По словам Рубцова, с проблемными направлениями нет ясности: пока в ПГК пытаются найти продукцию, которую можно было бы возить с Приморья, вопрос с поставками грузов на Сахалин и в ХМАО для «Томских мельниц» не решен. (В Белый Яр вообще, возможно, придется возить автотранспортом, что может серьезно повысить цену на продукт).

— Вопросы надо разрешать сегодня. Когда наступит следующий год и начнутся срывы поставок, будет уже поздно — в условиях жесточайшей конкуренции мне нужно быть уверенным, что срывов перед заказчиками не будет. И я стараюсь сделать все, чтобы завтра вопросы с железнодорожниками не стали неразрешимыми, — говорит Рубцов и добавляет: — И это не только наша проблема, она может коснуться предприятий Новосибирской области и Алтайского края (да и всей России). Кто сегодня поставляет муку на Дальний Восток? Мы, Алтай, Новосибирск. Если ПГК откажется туда ехать, дальневосточный рынок будет для нас потерян. А Дальний Восток будет муку покупать в Китае. Или возить из Австралии.

Словом, я вообще не уверен, что подобное расформирование естественных монополий – благое дело, — продолжает Рубцов. — Есть яркий пример РАО «ЕЭС России»: если раньше все вопросы, связанные с энергетиками, решались с одним «Томскэнерго», то сегодня сложно понять, какая из структур ТГК-11 за что отвечает, к кому обращаться. Кроме того, каждая из этих структур имеет свою наценку, а наличие большого числа посредников в конечном счете ведет к удорожанию продукции. Боюсь, что с реформой РЖД будет то же самое. Уверен, в рамках такого большого государства, как Россия, подобные структуры надо оставлять целыми и очень гибко регулировать тарифы. Думаю, появление ПГК стратегически неправильно.

Что дальше

По поручению губернатора Виктора Кресса заместитель губернатора Игорь Шатурный готовит обращение в Министерство транспорта. Также Виктор Кресс намеревается поднять вопрос о пересмотре тарифов в правительстве РФ.

Анастасия Селянина

Монополька почкованием

Даже забавно от ощущения дежа вю.

Во-первых, требование оплаты тепла «по нагрузкам» – почти зеркальное повторение требований по оплате электроэнергии, которые года два назад энергетики выставили юридическим лицам. Потребил больше договорного количества электроэнергии – штраф, меньше – тоже штраф. И аргументы те же.

Второе зеркальце. В 2006-м монополист на рынке распространения печати ФГУП «Почта России» объявило, что разделяет функции подписки на газеты и функции их доставки. Прежний порядок, когда почтовики сами издавали подписные каталоги, принимали деньги за подписку, а затем занимались доставкой, был объявлен экономически неправильным. Посему при участии ФГУП было создано ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП), которому «Почта России» по договору передала все функции по организации подписки.

Пересказ устройства новой прогрессивной конструкции занял бы слишком много места, скажу лишь — это почти зеркальная версия того, что сегодня происходит на железной дороге. И, на мой взгляд, «Первую грузовую компанию» можно было с таким же успехом назвать «Межрегиональным агентством подписки». И наоборот. (Кому интересно – см. «ТН», № 388 от 21 сентября 2006 года. – Прим. авт.). В общем, жила-была одна монополия, подконтрольная все же в своих тарифах государству, — стало фактически две монополии, одна из которых таковой юридически не считается. Говорим, что дробим монополии, по сути же – плодим их.

Итогом «демонополизации» рынка подписки стало значительное увеличение стоимости этой самой подписки для газет и их читателей, а также стоимости распространения. Особенно сильно нововведения ударили по региональным изданиям. В попытке отказаться от таких услуг газеты прошли тысячи километров. Письма в администрацию области и областную Думу, обращения к депутату Госдумы, в Союз журналистов России, в комитет по СМИ Общественной палаты России. Юридический путь еще больше — несколько обращений в антимонопольный комитет и исков в арбитраж. Встречные иски от оппонентов. Множество заседаний, горы документов. И решения, решения, порой обнадеживающие, порой – шокирующие, но в конечном итоге – фактически все для нас проигрышные.

Сегодня ситуация в общем-то устаканилась, тарифы не растут. Потому что правительство в конечном итоге заступилось за газеты. Но сколько ушло времени и сил. Сколько потерь…

Александр Краснопёров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *