Дорога в будущее

Сегодня в России весьма остро стоит вопрос эффективного расходования частных и государственных средств. Разразившийся в мире экономический кризис подталкивает правительство и бизнес к тому, чтобы искать новые методы хозяйствования, активно внедрять инновационные технологии и материалы, помогающие экономить столь ценные ныне денежные средства. Для таких секторов экономики, как, например, дорожное строительство, это просто жизненно необходимо, ведь низкое качество российских дорог и в XXI веке остается одной из главных проблем страны.

По данным, которые привел вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов на коллегии Минтранса в феврале 2009 года, менее 40% отечественных дорог соответствуют существующим нормам. При этом более 50% всех перевозок осуществляется по перегруженным дорогам. В итоге из-за плохого состояния дорог экономика нашей страны ежегодно теряет колоссальные деньги — более 1,8 трлн. рублей.

В Томске самое большое количество транспорта — 80% — проходит по 180 км дорог с капитальным покрытием. И интенсивность движения на этих магистралях в зависимости от того, где они проходят, в 2,5-3,5, а в некоторых местах и более чем в 4 раза выше нормативной!

Тем не менее какого-то одного ответа на вопрос, почему в России такие плохие дороги, нет. Здесь и косность дорожников, которые предпочитают работать по старинке, и очевидный корыстный мотив (чем хуже дорога, тем чаще она ремонтируется, а значит, тем больше на это выделяется денег). Одна из главных составляющих проблемы – низкое качество строительства и ремонта и использование устаревших материалов и технологий. Ни один из этих моментов не выглядит неразрешимым – была бы воля государства. А уж современными материалами отечественная промышленность дорожников обеспечит в полном объеме.

Геосинтетика

Среди наиболее распространенных в мире (и наиболее эффективных) современных способов повышения надежности и качества дорожного полотна можно отметить использование полимерных геосинтетических материалов – нетканых полотен и геосеток, которые изготавливаются из таких полимеров, как полипропилен, полиэтилен, полиэтилентерефталат. Круг потребителей геосинтетики достаточно широк – это такие важные инфраструктурные отрасли, как автодорожное и железнодорожное строительство, предприятия нефтегазодобычи и транспортировки нефти и газа (используются для обустройства скважин, временных дорог, защиты трубопроводов), экологическое и военное строительство.

В строительстве автомобильных и железных дорог геосинтетика играет особую роль. Геоматериалы используют для усиления нижних слоев дорожного покрытия и укрепления обочин. Нетканые геополотна и геосетки образуют разделительный, фильтрующий и армирующий слои между нижним грунтом и насыпным материалом, обеспечивают более равномерное распределение давления от транспортных средств на основание. Благодаря этому дорога меньше трескается, снижается колеобразование, за счет чего срок жизни дороги существенно продлевается.

За этими сухими фразами стоит весьма конкретный и весомый экономический эффект. Исследования, проведенные с участием ФГУП «РосдорНИИ», показали, что использование геосинтетики дает экономию на щебеночном основании за счет снижения толщины (до 35%) дорожного покрытия, сокращение сроков строительства дороги и увеличение межремонтного срока до 52%. Иными словами, дорога, в основании которой использовано нетканое полотно или геосетка, строится быстрее, стоит меньше и служит дольше, чем построенная привычным образом.

В России на геосетки и нетканый геотекстиль приходится около 80% потребления всех геоматериалов, а больше половины геосинтетики потребляет дорожная отрасль. При этом 40% всех потребностей удовлетворяется за счет импортной продукции, что открывает неплохие перспективы для отечественных производителей, которые могут улучшить свои позиции за счет замещения импорта.

Крупнейшим игроком на российском рынке геотекстиля в настоящее время становится «СИБУР Холдинг». В 2009 году компания начинает производить геосинтетические материалы на трех предприятиях — «Сибур-Геотекстиль» в Сургуте, на «Ортоне» в Кемерово и на «Пластике» в г. Узловая Тульской области. Общий объем выпуска – до 90 млн кв. м в год (или около 30 тыс. тонн). Несмотря на кризис, СИБУР не отказался от реализации проектов по расширению мощностей. К 2011 году холдинг планирует удовлетворить спрос 20% потребителей геотекстильных материалов в России.

Регламенты и ответственность

Однако СИБУР и другие производители геосинтетики сталкиваются с рядом весьма существенных проблем. Прежде всего, это отсутствие современной нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы использование геосинтетики. В России нет регламентов на то, какой вид геосинтетики и каким образом надо укладывать в различных случаях при строительстве дорог. Это ведет к неправильному применению материалов и в итоге к тому, что экономии средств при использовании геосинтетики не происходит. Работу по созданию таких регламентов должен, безусловно, вести Росавтодор, но с привлечением потребителей и производителей геосинтетики.

Кроме того, в нашей стране пока несовершенна система гарантийной ответственности организаций, которые строят автодороги. Отсутствует понятие страхования дорог. Таким образом, складывается ситуация, когда, построив дорогу, подрядчик не несет какой-либо существенной ответственности за ее дальнейшую эксплуатацию, не ведет анализа дальнейшего состояния дороги и состояния тех геосинтетических материалов, которые были положены в основание, скрытое от прямого наблюдения. Введение гарантийных обязательств строителей могло бы напрямую стимулировать использование только качественных и проверенных геоматериалов.

Унификация и эффективность

Еще одна задача – это унификация методов испытаний материалов и единиц измерения характеристик материалов. Наличие множества методов дает возможность недобросовестным производителям и импортерам выдавать менее качественный материал за продукцию более высокого класса. Потребитель вводится в заблуждение, он фактически часто покупает кота в мешке (это относится не только к продукции мелких неизвестных производителей, но иногда и крупных).

Кроме того, в условиях кризиса государству важно не резать под корень инвестиции в инфраструктурные проекты. Ведь именно они во многом могут поддержать экономику страны от спада и создадут надежную базу для будущего роста. А чтобы инвестиции были эффективными, надо использовать все лучшее, что может дать отечественный бизнес. Возможно, властям стоит подумать о введении обязательного использования современных материалов для дорожного строительства. Это не только поможет решить одну из главных бед страны, но и окажет поддержку нефтехимии, малому и среднему бизнесу, инновационным компаниям, поддержит развитие экономики в целом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *