Рябков и Нужный: новые подробности

22мая следственный комитет при областной прокуратуре направил в суд уголовное дело, возбужденное год назад по факту дачи взятки томским предпринимателем Анатолием Рябковым, в определенных кругах известным по кличке Малыш.

Напомним, взятка — один из эпизодов уголовного дела Михаила Нужного, бывшего главы территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области. Около месяца назад следствие выделило эпизод по даче взятки Нужному в отдельное производство – самостоятельное уголовное дело.

А на этой неделе возобновлены активные оперативно-следственные мероприятия по другому обвинению в адрес Михаила Нужного — эпизоду, связанному с продажей 100-процентного пакета акций завода пищевых продуктов «Томский».

 

По оценке следствия, взятка полагалась Нужному за положительное решение вопроса по переводу нежилых помещений и прилегающего земельного участка (ул. 19-й Гвардейской дивизии, 29/1) в собственность ООО «Томский областной яхт-клуб». Больше всего участников интересовала земля у здания, где есть выход к реке.

 

По оценке следствия, из-за действий Михаила Нужного интересам государства был нанесен многомиллионный ущерб.

 

Первым на активное сотрудничество со следствием пошел бизнесмен Анатолий Рябков.

Признательные показания

Подпись прокурора дорого стоит

Фабула эпизода по взятке прежняя. По данным следствия, подкрепленным оперативной информацией УБОП (это подразделение контролировало деятельность Анатолия Рябкова) и ФСБ («вела» Михаила Нужного), высокопоставленный чиновник отдохнул с женой и друзьями на базе в Алтае, а оплатил их времяпровождение Анатолий Рябков.

Речь идет о 23 тыс. 200 руб. Их Рябков со своего банковского счета перечислил на расчетный счет пансионата, где были забронированы номера для Михаила Борисовича и его близких. По данным следствия, именно о таком развитии событий говорят и документы, подтверждающие движение денег, и телефонные переговоры, зафиксированные оперативниками, и многочисленные свидетели. Вообще, в следственных кругах «дело Малыша и Нужного» называют редким — обоих ничего не подозревающих «кандидатов», вызывавших интерес у правоохранителей, оперативные службы довольно долго «вели», в результате чего и удалось зафиксировать обоюдную нечистоплотность намерений.

В итоге оба участника сделки (Рябков и Нужный), изначально заявляющие об абсурдности обвинений, дали признательные показания — первым на активное сотрудничество пошел Рябков, затем более разговорчивым стал и Михаил Нужный.

Судебные перспективы по данному уголовному делу таковы: максимальная санкция по статье «дача взятки» — три года, но вряд ли Анатолию Рябкову грозит реальный срок лишения свободы. Дело в том, что в законодательстве прописана следующая норма: если обвиняемый дал признательные показания, раскаялся, полностью согласен с предъявленным обвинением и заведомо согласен с решением суда, то подследственный может рассчитывать на упрощенный порядок судебного разбирательства, и в этом случае назначенное ему наказание не может превышать трех четвертей максимальной санкции соответствующей статьи. Как правило, это либо штраф, либо условный срок. (Сейчас оба обвиняемых находятся на свободе – из СИЗО они отпущены следствием под подписку о невыезде.)

Следует отметить и тот факт, что заключительное обвинение по этому уголовному делу подписал сам прокурор области Василий Войкин. Как правило, при передаче дел в суд их подписывает заместитель прокурора – это его прерогатива. Однако дела, имеющие коррупционную направленность, Василий Войкин взял на особый контроль и подписывает лично. Для следствия подпись прокурора на заключительном обвинении означает двойную ответственность. Поэтому следователи выверяют буквально каждую букву — ведь если по каким-то причинам доказательная база прокурору покажется неубедительной и обвинительное заключение окажется им не подписанным, то оспорить это решение возможно только через Генпрокуратуру.

 

Ущерб — 40 миллионов

Московские эксперты оценили ЗПП

 На этой неделе возобновлены активные следственные мероприятия по второму обвинению в адрес Михаила Нужного — эпизоду, связанному с продажей 100-процентного пакета акций завода пищевых продуктов «Томский». Причиной этому стало заключение экономической экспертизы, согласно которой стоимость пакета акций ЗПП, выставленного год назад на аукцион, была занижена на сумму более чем 40 млн рублей. То есть независимые оценщики подтвердили изначальную позицию следствия – интересам государства нанесен многомиллионный ущерб.

— 22 мая в Томск из Москвы приехали эксперты, которые с июня 2008 года занимались аналитической обработкой документации, — пояснил «ТН» следователь по особо важным делам областного управления следственного комитета Олег Астафьев. – Да, экспертное заключение мы ждали дольше, чем планировалось, но на это есть объективные причины. Немало времени ушло на поиск высококвалифицированных экспертов. Оценщики из Томска или соседних регионов вряд ли справились бы с задачей, так как для объективности картины требовалось обработать самые разноплановые документы, и объем аналитической работы предстоял огромный. Мы предоставили аналитикам порядка 60 тыс. листов документации, изъятых в ходе обысков в кабинетах территориального управления, возглавляемого Нужным, РФФИ (Росимущество), ЗПП «Томский» и компании «Традиции империи» (контрагент ЗПП. – Прим. авт.).

Итак, по данным следствия, Михаил Нужный, как руководитель территориального ведомства, отвечающий за все федеральное имущество в области, злоупотребил полномочиями и допустил приватизацию ЗПП по заниженной цене. Согласно материалам дела, события развивались следующим образом. Как представитель федерального ведомства, Михаил Нужный включил ЗПП в план приватизации на 2008 год (в этом ничего противозаконного нет). О предстоящей приватизации завода Нужный, как и положено, уведомил РФФИ, направив в фонд необходимые документы. В Росимуществе провели конкурс по выбору фирмы для оценки рыночной стоимости госпакета акций ЗПП. Победила столичная компания — ее оценщикам при участии Михаила Нужного был представлен пакет документов, на основе которых аналитики и сделали весьма скромное финансовое заключение о стоимости акций федерального предприятия.

— Об итогах оценки на сумму всего 80 млн рублей эксперты-оценщики сообщили в РФФИ, — приводит детали Астафьев. – Этот первый отчет, поразившись весьма скромной сумме, из Росимущества вернули. Но скоро в Москву из Томска был отправлен новый пакет документов, где акции подорожали до 113 млн рублей, и с этой суммой в Росимуществе почему-то спорить не стали. Более того, аукцион провели лишь в один шаг, а сами торги длились всего минуту (время отражено в протоколе аукциона), хотя активы предприятия (здания и земля) нельзя назвать неинтересными.

За 60 секунд стоимость 100-процентного пакета акций возросла на 1 млн рублей.

Напомним, 22 мая 2008 года 100-процентный госпакет акций ЗПП был продан Российским фондом федерального имущества частному лицу. В этот же день Михаил Нужный был задержан. Ему были предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ч. 3 ст. 160 УК РФ (хищение чужого имущества, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). Нужный согласен с двумя предъявленными обвинениями (взятка и хищение) и продолжает отрицать свое участие в незаконной приватизации, уверяя, что оценка имущества была реальной, а ущерб государству не был нанесен.

Покупателем ЗПП «Томский» стал хозяин пекарни «Хлебодар» Мамо Мамоян – однофамилец и зять директора ЗПП Бориса Мамояна. Мамо приобрел около 50,5 тыс. обыкновенных именных акций предприятия за 114,2 млн рублей.

Директор ЗПП Борис Мамоян проходит по делу в качестве свидетеля. Он придерживается первоначальной позиции: «о занижении стоимости акций ЗПП ничего не знал».

Мамо Мамоян, несмотря на то что аукцион закончился скандалом и возбуждением уголовного дела, перечислил на счет РФФИ 114 млн. И теперь он жалуется в различные инстанции, упрекая следствие в том, что ему не дают вступить в права законного собственника имущественного комплекса, приобретенного на торгах. Кстати, акции ЗПП для Мамо Мамояна пока недоступны потому, что итоги аукциона – предмет для разбирательства в рамках гражданского дела. (Его детали «ТН» пока не известны.)

Срок следствия по уголовному делу Михаила Нужного продлен до 21 августа 2009 года.

 

Оценщики анализировали документы, касающиеся деятельности ЗПП, почти 12 месяцев, проанализировав порядка 60 тыс. листов документации.

Кстати, оценщики работали на возмездной основе – их услуги обошлись казне в 400 тыс. рублей.

 

Здание по ул. Герцена. Здесь располагаются магазин «Традиции империи» и ЗПП «Томский» — один из адресов, где в свое время проводились обыски и изъятия документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 5 =