Федоров «Шаляпин»

АНДРЕЙ ФЕДОРОВ:

Главное – не выиграть, главное — унести выигрыш

Ровно год назад — в мае 2008-го событием в развлекательной жизни Томска стало появление клуба-ресторана «Шаляпин». А на церемонии достижений светской жизни «Бриллиантовая рука» Шаляпин признали «Открытием 2008-го года». Сегодня клуб привлекает все больше завсегдатаев ночной жизни Томска, бывать там считается модным и престижным. О строгом фейс-контроле горожане складывают легенды, об этом же шутят томские КВНщики… Накануне первого юбилея «Шаляпина» о себе и о своей работе Андрей Федоров рассказал корреспонденту «Томских Новостей».

— Андрей Анатольевич, ваш приход в развлекательный бизнес – это давнее увлечение клубной жизнью, или все-таки случай?

— Пожалуй, случай. Я занимался спортом, и где-то в 92-93 году меня пригласили на работу в один из клубов Томска в качестве охранника. Два года работал охранником в диско-клубе «Азия», потом стал его учредителем, совладельцем, с тех пор и работаю в этом направлении. Но тогда я совершенно не думал об этом, просто попросили друзья помочь… В те годы это были две самые мощные дискотеки города – «Декаданс» в ТГУ и «Азия» напротив ТГПУ.

— То есть в каком-то смысле Вас можно считать основателем клубной жизни Томска?

— Нет, я думаю, основатели все же те, кто меня приглашал, а мы, наверное, уже продолжатели. Кстати, один из основателей тогдашнего «Декаданса» Владис Удлер, сейчас руководит клубом «Кокос».

— А как складываются отношения между владельцами клубов – это дружба или жесткая конкуренция?

– Большой дружбы между нами, конечно, нет. Но друг к другу в заведения на какие-то церемонии, вечеринки мы, конечно, ходим. Конкуренты, но не враги, скорее это дружеские, партнерские отношения.

 

Хлеб и зрелища

— Новый вид бизнеса – это всегда риск, нужно быть новатором. Несмотря на то, что вы не считаете себя основателем клубной жизни, но могли бы признаться, что вот это «новое» в Томске придумали именно вы?

— Клуб-ресторан «Шаляпин», этот формат, именно мне удалось воплотить в жизнь. Ведь основная идея «Шаляпина» – это все-таки караоке-ресторан – то, от чего мы изначально отталкивались. А клуб уже возник после ресторана.

— Но ведь караоке не всегда красиво звучит…

— Это конечно не то караоке, которое поют под домашний телевизор, а где-то элемент шоу, чего не хватает многим. Люди, которые приходят в ресторан, хотят не только хлеба, но и «зрелищ». Здесь они вкусно поели, выпили и дальше необходимо какое-то действие. Наши вокалисты начинают петь сами, потихонечку заводят гостей, и доводят до того момента, когда посетителям захочется спеть самим. Ведь настоящая русская душа – она любит петь. Но у нас невозможно спеть плохо, поскольку работают профессионалы, причем сразу по несколько человек – от трех до пяти — в зависимости от дней недели, они подпевают, помогают голосами и музыкой. И как бы человек не пел, он все равно получит удовольствие и почувствует себя звездой. А особая удача, когда в караоке участвуют все присутствующие в зале, да еще и танцуют под эту музыку. Если люди начали танцевать и петь, значит, вокалисты отработали на «отлично». Вообще, караоке — главная фишка нашего ресторана, по-моему, за Уралом такого больше пока нет.

 

Коньяк-заведение

— В местных СМИ называли разные причины вашего ухода из «Fакела» – и невыгодные арендные ставки, и то, что, по вашему мнению, любой клуб изживает себя через три-четыре года. Можете об этом рассказать?

— Все эти причины имели место. Я руководил «Fакелом» четыре года, но это был больше социальный проект, чем бизнес. Изначально планировалось, что вход туда будет бесплатным, или цена будет символичной, но в определенный момент стало ясно: для того, чтобы клуб работал — придется делать его прибыльным. Это было непросто. Должен сказать, что вообще я не клубный человек, не живу этой ночной жизнью, для меня это в первую очередь бизнес, а не увлечение. И Fакел для меня существовал ровно столько, сколько нужно для проекта — 3-4 года. Это нормальный срок, московские клубы живут еще меньше.

— Судя по вашим словам, «Шаляпину» уготована та же участь – он тоже когда-нибудь закроется?

— «Шаляпин» это другое, я строил это заведение в первую очередь как ресторан, чтобы это было всерьез и надолго. Если клубы живут год-два-три, то рестораны – как коньяк, который только настаивается с годами. Если он раскручивается сразу и становится популярным, то должен жить долго. Думаю, что для Томска «Шаляпин» – это событие, поскольку здесь до сих пор по выходным нет свободных столиков, и все больше людей приходят сюда и в будни.

— Вам это льстит — что все получилось, именно так как задумывали?

— Как сказать, ведь бизнес – это то, что ты создаешь, детище, от которого ждешь результатов. Как вкладываешь в ребенка, когда он растет, смотришь на него, радуешься. Конечно, это приятно, когда потом получаешь обратную связь. Чем больше сюда приходит людей, тем больше хочется придумывать что-то новое…Это не только финансовое, но и моральное удовлетворение.

 

Фейс-контроль

— Сегодня активно обсуждается, особенно в местном Интернете, жесткий фэйс-контроль в вашем клубе. На одной из вечеринок КВН-щики из «Максимума» даже пошутили по этому поводу. Вы не боитесь отпугнуть новых посетителей такой строгой репутацией клуба?

— Дело в том, что есть ресторан, и есть клуб. В ресторан даже ребятишки с родителями приходят, здесь никакого дресс-кода и фэйс-контроля нет. Никаких границ не существует, каждый может заказать столик в VIP-зоне, хотя, как говорится, интерьер «обязывает»: в зале ресторана приглушенный свет, на столах скатерти… Поэтому несмотря на демократичные цены на ланч в будни, не каждый решается прийти сюда пообедать.

Работа клуба, который расположен на первом этаже, начинается в девять часов вечера, там на входе действует фэйс-контроль. Есть определенные требования к тем, кого бы мы хотели видеть в клубе. Конечно, это должны быть успешные люди, которые следят за собой, причем, неважно, сколько им лет – 18, 35 или 50. Если причиной отказа является не отсутствие свободных мест, то внешний вид, безусловно, имеет значение. Человек должен быть ухоженным, должен приятно выглядеть. Хочу заметить, что многие посетители клуба сами просят, чтобы был фэйс-контроль, поскольку хотят видеть приятных людей вокруг себя. У нас зачастую бесплатный вход, к примеру, для девушек. А городские улицы не всегда позволяют добраться до заведения без машины в чистой обуви. Правда, для удобства, в клубе есть дамская комната для переодевания.

Другая причина — ограничение в зависимости от тематики вечеринок. Мы заявляем определенные вечеринки, к примеру, сообщаем на сайте, что сегодня женщинам нужно быть в коктейльных платьях, а мужчинам в костюмах. И если кто-то придет в фирменной дорогой футболке, он не пройдет. У человека возникает вопрос – я что, плохо выгляжу? Вовсе нет, просто сегодня такая вечеринка, к примеру, black and white, когда приходить можно только в черно-белом. Возможно, люди отдыхали где-то, и вдруг решили приехать к нам, не зная о вечеринке – в этом случае мы рекомендуем съездить домой, переодеться, или же перейти в ресторан.

И еще один момент, это действительно сложно — найти хорошего контролера, здесь, конечно, бывают и ошибки (человеческий фактор). Сотрудников, которые проводят фэйс-контроль, нам пришлось уже дважды менять…

— Вы упоминали, клубная жизнь – для Вас не увлечение, а бизнес. Какие качества Вам помогают стать успешным?

— Во-первых, это целеустремленность, ну, и немного таланта (улыбается)… Нужно правильно выстраивать приоритеты и уметь их достигать. Я ведь спортсмен, с детства занимался легкой атлетикой, потом гиревым спортом, сейчас джиу-джитсу. Спорт помогает развить в себе трудолюбие. Любой бизнес – это труд, для кого-то многолетний. Как и в спорте, здесь нет возможности достичь результата мгновенно, это всё этапы в жизни, которые собираются по крупицам. Спорт и сегодня остается в моей жизни главным хобби. Помогает собраться, сконцентрироваться, уметь держать удар. Я и отдыхать предпочитаю тоже активно, к примеру, катаясь на сноуборде.

— Были моменты, когда Вы чувствовали, что хочется все бросить и заняться другим делом?

— Да, такое бывает. Тот же Fакел, он ведь не возник на ровном месте. Когда мы взяли его в аренду, это был очень сложный момент. Мы взяли кредиты, в первое время были задолженности по зарплатам, перед поставщиками. Проблемы нарастали как снежный ком — бизнеса еще нет, клуб не раскручен, долги растут, а прибыли еще нет. Было очень сложно, и мелькала мысль – может, остановиться? От ухода спас авантюризм, и еще, наверное, упертость. Надо было доделать начатое, и к счастью, думать о сложностях не было времени, необходимо было действовать.

 

Немного о личном

— Как Вы относитесь к Томску?

— Мои родители приезжие, но я, получается, уже коренной томич и очень люблю свой город. О столичной жизни никогда не мечтал, а вот о переезде за границу стал в последнее время задумываться. Очень сложно развиваться, особенно сейчас. Два года назад рассчитали бизнес, а в этом году резко возросла стоимость электроэнергии, неожиданно повысились процентные ставки по кредитам… Может быть, для авантюр и быстрых денег Россия интересная страна, но если человек думает на несколько лет вперед, то бизнес здесь делать очень сложно. Препятствия возникают постоянно, день начинается со сложностей. Особенно у тех, кто за что-то или кого-то отвечает. Весь день связан с тем, что ты решаешь какие-то проблемы.

С другой стороны, хотя иногда и хочется спокойной жизни, но если подумать — не представляю, как это — проснуться и ничего не делать. Привыкаешь к этому бегу с препятствиями.

— Насколько бизнес и семья – совместимые вещи? У Вас большая семья?

— У меня четверо детей, и через некоторое время мы ждем пятого. Семья — я считаю, это превыше всего. Если нет любимых людей, то все, что ты делаешь — ничтожно. Создавать что-то для самого себя бессмысленно, одному человеку многого не надо. Это счастье, когда видишь, как развиваются твои дети, их первые победы, обиды, эмоции. Самые счастливые мгновенья у меня связаны с детьми.

На мой взгляд, бизнес и семья – вполне совместимые вещи, когда есть человек, который тебя понимает. Моя супруга помогает мне заниматься рестораном, ну и, конечно, она для меня главный советчик и большой авторитет.

— Глядя со стороны на свою жизнь, Вы можете сказать, что самое сложное уже позади?

— Есть хороший афоризм: «Главное – не выиграть, главное — унести выигрыш». Сложно было открыть клуб-ресторан, но еще сложней его развивать. Бизнес связан с тем, что постоянно нужно что-то выдумывать, удивлять людей новыми зрелищами. Рука на пульсе должна быть 24 часа в сутки. Но вся эта суета мне приносит большое удовольствие. Ведь когда удается что-то сделать, чувствуешь огромное удовлетворение, появляется большое желание двигаться дальше.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =