Не дави на газ

Почему в нефтедобывающей Томской области бензин дороже, чем в импортирующей нефть Америке?

 В марте Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении жалобы ФАС России на решение Арбитражного суда Москвы, признавшего недействительными акты антимонопольной службы относительно ЗАО «Газпромнефть–Кузбасс» и ОАО «Томскнефтепродукт». Суд пришел к выводу, что ФАС не доказала совершение согласованных действий по установлению единых цен на томском рынке нефтепродуктов. Однако недавно глава ведомства Игорь Артемьев вновь заявил об усилении контроля над ценами на бензин…

Топливо в нефтедобывающей Томской области действительно дороже, чем, например, в Америке, импортирующей значительную часть энергоресурсов. При этом в условиях резкого падения мировых цен на нефть стоимость бензина в регионе сокращалась постепенно и незначительно, а на недавнее удорожание барреля производители оперативно отреагировали хоть и небольшим, но ростом цен на нефтепродукты.

Кто прав в топливном споре и каким законам подчиняются нефтяные рынки?

Ничего страшного

Напомним, осенью 2008 года ФАС обвинила нефтяников в поддержании монопольно высоких цен на топливо. Дело коснулось четырех крупнейших вертикально-интегрированных компаний – «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ, Роснефть и ТНК-ВР. Они были оштрафованы в общей сложности на 6 млрд рублей. Нефтяникам удалось доказать в арбитражном суде неправоту антимонопольной службы, однако от своих претензий ведомство не отказалось. В феврале 2009-го в отношении этих компаний были возбуждены новые дела.

На стороне нефтяников выступают многие экономические аналитики, которые сходятся во мнении: в своих оценках сложившейся ситуации ФАС не совсем объективна. В частности, они отмечают, что, хотя на мировом рынке нефть подешевела в несколько раз, не все зависит от мировых цен. За последний год значительно выросли затраты по доставке сырой нефти от месторождений до нефтеперерабатывающих заводов, существенно подорожала сама переработка, выросли тарифы по перевозке бензина от НПЗ до районов реализации, подорожала электроэнергия, подорожало практически все.

С этой точкой зрения согласен и к.э.н., доцент экономического факультета ТГУ Александр Павлов:

– В том, что цены не соответствуют западным, в первую очередь виноваты не частные компании, а государство. Кто назначает высокие акцизные налоги, налоги на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины? Согласно последним исследованиям, Россия изымает в виде налогов и акцизов 59% от стоимости нефтепродуктов, в то время как в США доля налогов не превышает 11%. Более чем в 1,5 раза выше доля расходов на транспортировку и продажу топлива (территория России значительно превышает территорию США). Но даже если отбросить налоговую составляющую, мы увидим, что ничего страшного не происходит – имеет место естественное движение уровня цен. Стоимость бензина в России снижалась на протяжении 6 месяцев, что повторяет тенденции западных рынков.

Рынок не базар

Один из аргументов антимонопольщиков – снижение цен на бензин на внутреннем рынке происходило с запаздыванием по отношению к мировым ценам на нефть. По мнению аналитиков, это объясняется организацией налоговой системы. Раньше экспортные пошлины устанавливались на основе мониторинга за трехмесячный период, но, когда цены стали быстро падать, нефтяники обратились в правительство, и оно внесло коррективы в расчет экспортной пошлины. Однако с другими налогами все происходит с некоторым запозданием. Впрочем, доминирование тех или иных компаний на региональных рынках – факт доказанный. Но и это проблема не нефтяников, а государства:

– Кто мешает развитию конкуренции? Это вопрос о том, кто сокращает количество частных нефтяных компаний, – говорит Александр Павлов. – Попытки ФАС искать картельные сговоры, если честно, удивляют. Если все компании повышают цены, их обвиняют в сговоре, если цены поднимает только одна компания, то ее уличают в монополизме, если эта компания цены снижает, значит, она демпингует… Но рынок гораздо мудрее, и это нужно учитывать.

Павлов ссылается на опыт мировой рыночной экономики: в формировании цены бесполезно сравнивать только издержки производства, в первую очередь необходимо учитывать баланс спроса и предложения:

– Если спрос в стране высок (а во время, когда цены на бензин были пиковыми, он как раз не сократился, к тому же автомобилизация страны шла очень высокими темпами), то цена не может резко упасть. Когда спрос опережает предложение, цены показывают устойчивую тенденцию к повышению. На Западе другая история: бум на покупку автомобилей давным-давно закончился, количество нефтеперерабатывающих заводов и заправок значительно превышает их количество в России, а расстояния не такие большие. Там спрос на топливо стабильный уже много лет, соответственно, и цены держатся в определенных пределах.

И эти пределы зачастую даже выше, чем в нашей стране. Показателен пример Норвегии, где на душу населения добывается в 6 раз больше нефти, чем в России, а эквивалентная стоимость 1 л бензина на АЗС превышает 55 рублей.

Главное – баланс

– Баланс спроса и предложения – единственный показатель обоснованности цены, – продолжает Александр Павлов. – Я сам покупатель бензина, и, на мой взгляд, сегодня цена на топливо практически балансирует спрос и предложение. Значит, она выполняет все свои функции, в том числе и распределительную (компании получают деньги на развитие). Если навязывать производителям более низкую цену, это может привести к консервации существующих условий. То есть не появится новых НПЗ, не будет расти сеть заправок, не будет улучшения качества нефтепродуктов… А кому это выгодно?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =