Песня про «зайцев»

Гордума и мэрия Томска намерены штрафовать пассажиров, чтобы заставить маршрутников выдавать билеты. Именно таков смысл поправок в Кодекс об административных правонарушениях Томской области, предложенных позавчера (вторник, 16 июня) председателем гордумы Томска Александром Чуприным депутатам областной Думы.

– Сегодня ни Кодексом об административных правонарушениях РФ, ни законом Томской области не установлена ответственность за безбилетный проезд. Мы предлагаем за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения накладывать штраф в размере 100 рублей, – сказал Чуприн.

Официально законодательная инициатива гордумы направлена на выполнение правил перевозок, установленных правительством РФ, и на повышение ответственности перевозчиков перед пассажирами. Маршрутники же видят в этом давнее желание мэрии точно подсчитать пассажиропоток (то есть доходы предпринимателей), но при этом не против закона.

– Считаю, для перевозчиков предлагаемые поправки несут только плюсы, – сказал «ТН» председатель профсоюза работников автотранспорта Томской области Дмитрий Салин.

Реакция пассажиров пока, естественно, не известна, но ряд депутатов опасаются, что возможны инциденты – представьте, вы по привычке едете в маршрутке без билета, но с червонцем в руке, и тут заходит муниципальный контролер…

 

Гордума и мэрия Томска намерены штрафовать пассажиров, чтобы заставить маршрутников выдавать билеты

 

 

«Зайцы» и доходы

Александр Чуприн представлял поправки на правовом комитете областной Думы – смысл и цель инициативы раскрывалась исподволь.

Сначала депутаты поинтересовались, в чем заключается актуальность проблемы.

– В час пик кондуктор не может полностью проконтролировать пассажиров. И по мониторингу, который проводила администрация Томска, было выявлено, что действительно много безбилетных пассажиров, – ответил председатель гордумы.

Тогда депутат Григорий Шамин спросил: зачем создавать новую структуру, почему бы не возложить обязанности контролеров на кондукторов, дав им право составлять протоколы об административных правонарушениях? То есть сначала депутаты восприняли за чистую монету информацию о большом количестве «зайцев».

Чуприн в ответ напомнил о социалистическом прошлом: мол, кондуктор – хорошо, а кондуктор и контролер – лучше.

– Задача кондуктора – деньги собрать, а он должен человеку билет продать – это так? – наконец осмыслил суть происходящего кто-то из депутатов.

В итоге Александр Чуприн признал, что в течение нескольких лет городские власти не могут заставить частных перевозчиков обилечивать пассажиров. Чуприн, безусловно, говорил об этом как о проблеме низкого качества обслуживания. Но многие люди, знакомые с историей вопроса, считают, что в большей мере речь идет о давнем споре между администрацией и маршрутниками – величине пассажиропотока, то есть размерах доходов маршрутного бизнеса. И на комитете явственно прозвучала мысль: под угрозой штрафа пассажиры маршруток начнут требовать билеты; в общем, штрафуй одних, чтобы другие боялись.

– Дело, конечно, не в «зайцах»: если бы они были для бизнеса серьезной проблемой, мы бы сами уже создали контролирующие структуры, – сказал «ТН» председатель профсоюза работников автотранспорта Томской области Дмитрий Салин. – Просто уже несколько лет звучат обвинения, что маршрутный бизнес находится в тени, и я думаю, что цель этой инициативы – посчитать доходы перевозчиков.

Счастье маршрутника

— С моей точки зрения, предпринимателям поправки в закон принесут только плюсы, – так, на первый взгляд неожиданно, оценил инициативу гордумы Дмитрий Салин. – Сегодня основная масса перевозчиков в силу пониженного тарифа работает в бескондукторном режиме. Этот вид обслуживания абсолютно законен, но представители налоговой инспекции постоянно штрафуют перевозчиков за безбилетный проезд – по сути, за то, что пассажиры не отрывают билеты. (Они во всех автобусах есть.) И штрафы серьезные – три тысячи рублей. С принятием поправок в закон, где фактически будет сказано, что пассажир обязан оторвать билет, налоговая инспекция уже не сможет штрафовать перевозчиков. Обязанность пассажира взять билет есть и сейчас, но мало кто это выполняет, поскольку не предусмотрено наказание.

Не пугает бизнес и пресловутый точный подсчет пассажиропотока. Во-первых, считает Салин, было бы наивно надеяться, что все пассажиры в бескондукторных автобусах будут дисциплинированно брать билеты:

– Ежедневно на линии выходят 650 автобусов. Плюс ТТУ. Любой здравомыслящий человек понимает, что создать тотальный контроль невозможно – это сколько же надо контролеров?

Во-вторых, допустим, произошел точнейший подсчет (теоретически это возможно), показавший увеличение пассажиропотока. И что дальше?

– Основная масса перевозчиков работает на вмененном налоге (налог на определенный вид деятельности), то есть государство за нас уже подсчитало все, — поясняет Салин. — Есть, конечно, корректировочные коэффициенты, которые устанавливает гордума, и возможно какое-то увеличение (или уменьшение) налога, но очень незначительное.

Бюджет и штрафы

Реакция пассажиров на возможное нововведение пока, естественно, не ясна. Но некоторые прогнозы уже прозвучали. Депутат Владимир Долгих, по ряду причин очень критически принявший инициативу гордумы, сказал вашему корреспонденту, что возможны инциденты:

– Выходит человек из маршрутки, где ему не дали билет, а тут какой-то контролер требует штраф? Представляете?

Представляем. Час пик. Переполненный «пазик». Бескондукторный. Пассажир, притиснутый к билетной кассе, отказывается работать на выдаче билетов.

— Да, практически этот закон сложно будет применять, – кивает Дмитрий Салин, – «пазики» не рассчитаны на то, чтобы пассажир в них мог свободно перемещаться.

Словом, безбилетников, но не «зайцев» может быть много. Это же подтверждает одна из тем обсуждения на комитете областной Думы. Депутаты, естественно, заинтересовались ценой вопроса: сколько будет стоить для бюджета создание новой контрольной структуры? Александр Чуприн цифр не назвал, но заявил, что принятие поправок в закон вообще не потребует никакого бюджетного финансирования. Более того, содержание контролеров будет стоить:

– В десять раз меньше, нежели сборы (штрафы – Прим. авт.) в местный бюджет, а может быть, и больше.

То есть Чуприн уверял коллег из облдумы, что служба будет жить на собираемые штрафы.

Впрочем, и преувеличивать возможный вал штрафов не следует. Во всяком случае, ряд депутатов облдумы не очень-то поверили, что содержание контролеров не потребует бюджетных расходов. Именно поэтому председатель правового комитета Григорий Шамин заранее постарался сделать так, чтобы возможные расходы не легли на плечи областного бюджета, а достались городу.

Проверка закона

Через неделю законопроект будет рассмотрен на заседании областной Думы и, скорее всего, утвержден в первом чтении. Это означает, что депутаты в принципе решили, что такой закон нужен, но еще не определились с его детальным содержанием.

– Не знаю, может, депутаты гордумы с кем-то из предпринимателей советовались, но я об этой инициативе впервые услышал от вас, – сказал «ТН» Дмитрий Салин, – хотя я общаюсь с 70% перевозчиков и являюсь помощником одного из депутатов гордумы. И, конечно, меня это несколько настораживает: понятно, что перевозчикам хотелось бы принять участие в подготовке закона, который их напрямую касается.

Также понятно, что оценить эффективность предлагаемых поправок можно будет спустя полгода-год после их введения: только тогда станет ясно, работает закон или нет – достигнуты ли цели, которые ставились изначально.

 

Наша справка

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, установлено, что наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ (далее – контролер). Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

 

сказано

Николай Клокотин, председатель комитета по транспорту администрации Томска:

– Ответы на все вопросы – в постановлении правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Там все разложено по полочкам: водитель или кондуктор обязан обеспечить пассажира билетом. А пассажир, в свою очередь, обязан иметь этот билет. Печатать билеты должны предприниматели-перевозчики за свой счет – при больших тиражах себестоимость их очень невелика.

Статус контролеров нигде не прописан. Но он проистекает из смысла их деятельности: они следят за соблюдением правил перевозок пассажиров. И штрафовать будут тех, кто эти правила нарушает – как пассажиров, не купивших билета, так и предпринимателей, не организовавших их продажу. Неприятностей не будет у тех, кто правил не нарушает.

Я целиком и полностью поддерживаю эту инициативу наших депутатов. Пора наводить порядок в маршрутных перевозках, сколько можно оставаться нецивилизованными?

Во всех сибирских городах маршрутники обилечивают пассажиров и никто не считает это требование репрессивным.

Инициируя наведение порядка с билетами, никто не ставит целью вывести из тени реальные доходы маршрутников – пусть зарабатывают сколько зарабатывают. Речь идет о повышении ответственности перевозчиков, о соблюдении правил дорожного движения и безопасности на дорогах. Закономерность тут такая: тот, кто нарушает одни правила (перевозки пассажиров), тот легко перешагнет и через другие, а чем меньше нарушений, тем мы дисциплинированнее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − пять =