Полузапрет полусвободы

Пыльная витрина российской демократии

«Витрина российской демократии» — это определение всплыло в памяти почти из ничего, из пустоты. То есть впечатления от обстоятельств жизни подспудно копились-копились, достигли некой концентрации и вдруг вспомнились.

Это было почти пять лет назад, в декабре 2004-го, – на одном из СМИ-клубов прозвучали слова, которые вполне можно было назвать доктриной общественного движения области: сформировать «витрину российской демократии, экспортный образец». (Слово «экспортный» добавилось от текущего момента — дело шло к возможности проведения в Томске российско-германского саммита и, соответственно, необходимости подготовки к нему.)

Доктрина эта вызвала тогда в демократической среде неоднозначную реакцию. Витрина – она витрина и есть, – это, безусловно, не вся, а только парадная часть жизни. Но мне идея в общем-то понравилась. В ней имманентно была заложена честная оценка повседневной практики так называемой суверенной демократии. А потому и задача ставилась не иллюзорная, а реальная и, по-моему, достойная: построить в одной отдельно взятой области просто демократию невозможно, но облагородить «суверенные» нравы, по возможности гуманизировать процессы, хотя бы несколько расширить коридоры возможностей – да, по силам. Во всяком случае так тогда казалось. К тому же немало элементов красивой витрины в области уже присутствовало.

Почему вспомнилось былое? Увы, но за 5 лет мы не много в указанном направлении продвинулись. Во-первых, показательно, что сама формулировка забыта. Во-вторых, практика совсем не витринная, а вполне себе среднероссийская. Запылилась витрина: основное чувство при взгляде на нее – сильное упрощение общественной жизни.

Только один пример. Вроде бы общественных переговорных площадок немало, но каково их качество? Местами живые моменты еще случаются (например, жесткий спор по кадастровой оценке земли, разгоревшийся на слушаниях общественной палаты), но все чаще и чаще в кулуарах люди в сердцах вспоминают «партхозактивы» 70-х годов прошлого века. На словах сплошь и рядом истовые призывы к серьезным дискуссиям и диалогу. А в реальности, к примеру, «круглый стол» Гражданской лиги по общественно-политическим аспектам молодежной политики — половина экспертов из «Молодой гвардии» и «ЕдРо», а вторая половина – служивые люди. Ну, допустим, ребята из «Солидарности» кажутся кому-то совсем уж еретиками (мне – нет), но есть же КПРФ, «Справедливая Россия». «Правое дело» вроде как есть. (Как не вспомнить, что так ругаемая «единороссами» и в итоге умершая школа публичной политики – один из былых элементов «витрины» – людей всех цветов на дискуссии приглашала).

Как следствие, идут процессы, характерные для всей России. Прогосударственные организации, безусловно, лояльные власти и поддерживаемые ею, «дискутируют» сами с собой и изображают бурную общественно-политическую жизнь (многим функционерам уже, видимо, кажется, что не имитируют жизнь, а на самом деле бурно живут). Для всех остальных фактически закрыта возможность высказаться, поднять тему через легитимные каналы связи. А потому постоянно усиливается степень радикальности многих организаций и ряда социальных групп. (Походите по Тонету – посмотрите, как на форумах множится социальная и политическая агрессия.) И, наконец, сокращается число людей и организаций конструктивно-критического толка, которые вообще-то являются основным гарантом устойчивости гражданского общества.

Ну и что, скажет критик, и пусть все недовольные сидят в своих виртуальных гетто. Увы, примитивизация меняет саму атмосферу общественной жизни – в реальных событиях становится все больше и больше людей, которые жаждут простых решений. Например, уверен, что феномен Александра Деева во многом этой атмосферой и рожден. (Безусловно, что часть оппозиционных сил сами способствуют примитивности – из-за своих узких интересов или из принципа «чем хуже, тем лучше».)

В общем, витрина не только запылилась, но уже и стекла кое-где побиты. (Никоим образом не преувеличиваю степень накала, просто фиксирую атмосферу взаимного неприятия, чреватую конфликтами.)

А главное – вектор движения. Сегодня российские политологи гадают о трендах – последует либерализация социально-политической жизни страны или усиление авторитаризма? Пока сигналы Кремля противоречивы. С одной стороны, продление вертикали до уровня местного самоуправления, административный восторг на выборах, риторика в стиле холодной войны. С другой – существенные послабления для некоммерческих организаций, инициативы по присутствию в Госдуме малых партий и т.д.

На мой взгляд, пока противоречивы сигналы и у нас в области.

 

СКАЗАНО

Губернатор Виктор Кресс на заседании Гражданской лиги, 30 июня:

— …Начала работать комиссия при президенте по развитию институтов гражданского общества, и уже на первом ее заседании были подняты многие болезненные российские темы. Полагаю в этой связи, что наряду с общественной палатой в нашем регионе возможно создать подобный аналог, где могли бы обсуждаться и вноситься предложения по многим… ну, таким, полузапретным, что ли, темам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 12 =