Пай или пропал

В кризисные времена потребкооперация становится инструментом для выживания сельской глубинки

 Слово «кооператив» сегодня воспринимается как устаревшее — напоминает о ранних послеперестроечных временах, первых ростках нарождающегося рынка… Термин «потребкооперация» ассоциируется с еще более давней – советской — историей. Помните, в государственных гастрономах — голые суповые наборы, на рынке — недоступное из-за дороговизны мясо и – вот она! – моментально выстраивающаяся очередь к прилавку кооперативному: 2-2,5 рубля за килограмм говядины – вполне приемлемая цена при достойном качестве…

Мировая система потребкооперации (а параллельно ей и российская) существует и развивается уже почти два века! Система, одинаково нужная дореволюционному, социалистическому, постсоветскому и сегодняшнему, выживающему в кризис селу…

— Потребкооперация — одна из удивительных организаций, в которой имущество принадлежит юридическому лицу, но нет долей, акций, руководство ежегодно отчитывается перед пайщиками, а каждые пять лет органы управления потребкооперации переизбираются, — объясняет азы теории зампредседателя совета областного и председатель совета Асиновского райпотребсоюза Олег Громов. – У всякого акционерного общества главная цель – максимальное получение прибыли, которую собственник впоследствии положит в свой карман. А кооперация – некоммерческая организация. И для меня главная задача – обеспечить инвестиции, зарплату сотрудникам, льготы пайщикам…

Миссия и быт

Кому-то покажется, что высокое слово «миссия» неприменимо к такому прозаическому делу, как торговля и общественное питание. Поспорю. В качестве доказательства – жизнь и работа Асиновского райпотребсоюза.

В составе этого объединения 4 сельских потребительских общества (Новониколаевское, Новокусковское, Новиковское и Ягоднинское), 61 магазин и магазинчик, комбинат кооперативной промышленности, система общепита – столовые, закусочные, бистро, кафе, ресторан, стройучасток. По сути, райпотребсоюз — единственная в районе системообразующая структура, реально присутствующая не только в городе, но и в каждом селе.

Понять его роль поможет статистика. В Асино доля кооператоров в совокупном товарообороте составляет 18%. В центральных усадьбах (Ягодное, Новокусково, Новиково, Большедорохово) – от 50 до 80%. В малых деревнях (Маложирово, Латат, Победа, Вороний Яр, Цветковка и др.) нагрузка по обеспечению жителей товарами и услугами полностью ложится на потребкооперацию.

— Мы обеспечиваем деревенских жителей не только продуктами питания и предметами первой необходимости, — рассказывает Громов. – Везем все, что закажут: кому диван нужен, кому холодильник, а кому гвозди, шифер, стекло, штакетник…

Время и дело

В реформенные 1990-е Асиновская потребкооперация вполне могла погибнуть:

— В одночасье мы потеряли все свое неоформленное имущество: гастроном, молочный магазин в микрорайоне ДРСУ – все перешло в собственность местной администрации. А ведь это было 70% нашей деятельности! – вспоминает Громов. — Банковские кредиты, которые мы брали на закупки и развитие, одномоментно подорожали с 2 до 240%… Как удалось сохраниться? Составили четкий план, провели реорганизацию. Пайщики очень помогали. Мы годами сидели без зарплаты, но погасили кредиты.

Было дело — выезжали торговать на лошадях, на улицы с лотками выходили… И сразу стали строиться, возводя новые объекты взамен потерянного имущества — так на «муравьиных тропках» за несколько лет выросли 18 магазинчиков кооперации.

— Очень трудно было нашим сельпо. Но мы сказали: ни из одного села кооперация не уйдет.

Люди и деньги

Полтысячи асиновских пайщиков-сотрудников потребкооперации хоть и разделены территориально, но хорошо осознают свою общность. Вместе отмечают праздники, готовят себе смену: в прошлом году потратили 500 тысяч на обучение 27 студентов в Новосибирском институте потребкооперации, Томском техникуме общественного питания и торговли, Кемеровском технологическом институте…

— Сохранить добрые отношения помогает то, что экономика кооператива полностью прозрачна. Все пайщики имеют право голоса. И все знают, какие деньги заработаны и куда они пошли…

Ситуация на селе с работой и доходами очень трудная. А на асиновском кооперативном рынке предпринимателям предоставляют около 300 мест для торговли, причем по низким расценкам. (Пенсионеры же, предлагающие покупателям продукцию, выращенную на приусадебном хозяйстве – морковь, картофель, капусту, рассаду, саженцы и т.п., торгуют на этом рынке без оплаты за услугу. И таких на рынке немало – 50-70 человек ежедневно!)

Основные инвестиции кооператоров идут в общепит и производство: больше переработка – больше сдатчиков, а значит, на селе решается самая трудная государственная задача – увеличение занятости и развитие подворья.

— За молоко, мясо, овощи, грибы, орехи мы даем крестьянину цены, не унижающие его достоинство, — рассказывает Олег Громов. — Если сегодня монополист-переработчик закупает молоко по 8 рублей за литр, мы для своего общепита платим по 19 рублей (в мае, например, переработали 750 кг молока), мясо – по 130 рублей за килограмм (тогда как перекупщики – за 70-80), ягоду – по сотне…

В прошлом году заготовительный оборот райпо составил 22 млн рублей, 150 крестьян-сдатчиков получили 11 млн рублей «живых» денег.

В этом году фонд оплаты труда вырос на 17%, средняя зарплата сейчас 12 800 рублей. Плюс кооперативные выплаты всем пенсионерам-пайщикам с 30-летним стажем: 1 тыс. ежемесячно – это ощутимая добавка к пенсии.

— В июле планируем повысить зарплату на 10%. И в конце года, если все будет хорошо, еще раз.

Завод и общепит

Половина товарооборота Асиновского райпотребсоюза – продукты, произведенные на своих предприятиях. Флагман производства — комбинат кооперативной промышленности (в прошлом просто хлебозавод). Почти все аналогичные районные предприятия давно закрыты или перепрофилированы – в Молчаново, Кривошеино, Дзержинском… В Асино же благодаря вовремя проведенной диверсификации производства и самоотверженной работе кооператоров производство удалось сохранить и развить.

Площадь Асиновского комбината – более 4 тыс. кв. м. Относительно небольшой коллектив (84 человека) выпускает более 300 наименований продукции. Половина мощностей – хлебобулочное производство (60-70 тонн изделий в месяц). Кроме привычного белого, серого и «Бородинского» пекут хлебушек и изысканный: например «Мариинский» – с экстрактом солода, семенами льна и семечками…

Общественное питание — трудная отрасль. Многие частные предприниматели пытались наладить, но мало кому удалось. Общепит же потребкооперации, несмотря на миниатюрность многих точек, обеспечил работой 150 человек.

В кафе «Лакомка», бистро, столовой «Меркурий», чайной пусто не бывает. Столовая «Меркурий», к примеру, в день кормит около 600 человек, да четыре лоточницы развозят обеды по офисам. Вечером «Меркурий» работает как кафе.

— Очень низкие цены, блюда только из экологически чистых продуктов, ассортимент меняется раз в 2-3 недели, — объясняет директор общепита Оксана Громова.

Гордостью ресторана «Тайга» тоже является меню:

— У нас замечательная кухня. Ведущего повара пригласили из томского «Пармезана»…

Сельпо!

«Эх ты, сельпо!» — так говорят обычно про что-нибудь темное и дремучее.

Асиновцы, руля своими сельпо, используют самые современные методы управления финансовыми потоками и инвестициями, международную систему отчетности и методы работы с персоналом. В райпо разработана стратегия развития до 2012 года, предусматривающая, несмотря на кризис, рост объемов, количества рабочих мест и прибыли.

Вот в отремонтированном подвале ресторана идет монтаж оборудования. Здесь будет заготовительно-перерабатывающий центр продукции, принятой от населения. Уже работают камеры-холодильники для мяса и ягоды. Готовы цеха по засолке грибов и овощехранилище — хранить засоленные на кухне ресторана огурчики-помидорчики.

В ближайших планах комбината кооперативной промышленности – покупка установки для шоковой заморозки пельмешек, экономичных печей, которые обеспечат стабильное качество хлеба.

В прошлом году рост производства достиг 27%, нынче уже более 4%. По итогам 4 месяцев вдвое улучшился финансовый результат, увеличились вложения в модернизацию (3,3 млн рублей).

— Мы подписали соглашение о сотрудничестве с органом местного самоуправления, — рассказывает Громов. — У нас нет кредитов в банках. Мы не просим никакой помощи, наоборот, сами помогаем – у районной и сельских администраций очень тяжелое положение. Мы вовремя платим налоги: занимаем 18% в структуре районного товарооборота и платим 75% местных налогов.

Уникальной особенностью потребительской кооперации всегда была ее способность сочетать экономические и социальные начала. И в Асиновском районе она стала, по сути, одним из главных инструментов выживания глубинки.

 

Юля Доможирова работает в кондитерском отделе. Говорит, что продавать сладости приятно – будто маленький праздник покупателю устраиваешь. Сама Юля сладкоежка, очень любит асиновские пирожные (особенно корзиночки):

— В нашем отделе всегда людно, но особенно много покупателей в выходные и в понедельник.

 

У асиновского лимонада вкус детства, потому что его делают на настоящем сахаре, а не на подсластителе. В жаркие месяцы продают до 40 тонн газировки разных видов.

 

Завершающий этап колбасного производства: Оксана Бурнашова наклеивает этикетки на еще теплую ветчину. Через час-другой свежайший продукт окажется на прилавке магазина. Колбасный цех производит 6-7 тонн мясной продукции более чем полусотни наименований в смену.

— Главное отличие нашей колбасы от привозной в том, что цикл ее производства очень короткий по времени между приемкой сырья и изготовлением продукта. Мясо используем только свежее, с крестьянских подворий, — рассказывает директор.

 

В пельменном цехе делают чебуреки, хинкали, манты, пельмени, скоро начнут выпускать и вареники.

— Мы не пишем на упаковке «Без сои» — это асиновцы сами знают, — поясняет директор комбината Валерий Голубев.

 

Кооперативный универмаг. В торговом зале на первом этаже вкусно пахнет блинчиками, которые пекут тутже, за прилавком. 25 видов салатов, включая хе и корейскую морковь, делает комбинат кооперативной промышленности. Мясные витрины – колбасы, деликатесы, полуфабрикаты – тоже своего производства.

— Вся продукция только из мяса, — подчеркивает директор общепита Оксана Громова. – Мы не используем ни консервантов, ни химических вкусовых, ни удешевляющих растительных добавок. Вся продукция экологически чистая, с короткими сроками реализации.

 

Уютный магазинчик официально называется «Отделение Победа Ягодного сельпо». В Победе 131 житель. Работы практически нет: несколько человек ездят на ферму в Большедорохово, да и та может скоро закрыться. Деревня живет за счет пенсионеров. Поэтому план по товарообороту (в июне — 360 тыс. рублей) магазину выполнить непросто…

В каждом из 4 асиновских сельпо по 8-9 таких деревенских магазинчиков. В них ежедневно нужно завезти продукты первой необходимости — сахар, соль, хлеб, молоко… Некоторые торговые точки удалены от райцентра на 30-40 км — в основном по бездорожью.

 

При каждом сельском магазинчике устроена детская площадка, ухаживают за ней сами продавцы.

 

Пять работниц кондитерского участка в месяц выпекают по 7-8 тонн рулетов, кексов, печенья. Одних только пряников 25 видов!

Кстати, рабочий день кондитера начинается в 4 утра. И так ежедневно. «Сладкой жизнью» такой режим не назовешь.

 

Здание, где размещено детское кафе «Лакомка», пять лет назад восстановили после пожара. Практически все продаваемые сладости, выпечка произведены кондитерами потребкооперации. И в выходные, и в рабочие дни в кафе всегда людно.

 

Новая точка общественного питания открылась в Асино 26 июня. «Турист» — это «три в одном»: днем – демократичная столовая и кулинария, вечером — уютное кафе с хорошим звуковым оборудованием и мягкими диванами. Председатель правления Асиновского потребительского кооператива и директор общепита Оксана Громова рассказывает:

— Раньше здесь была типичная привокзальная забегаловка – полузакусочная, полупивная. Сегодня — современная точка общественного питания с производственными цехами, возможностью переработки овощей, мяса, речной рыбы. Она позволит вкусно кормить как асиновцев, так и транзитных путешественников – через наш город люди едут в четыре района…

 

В томской областной кооперации трудится 2,5 тыс. человек, из них 500 приходится на асиновцев. Они выполняют пятую часть областных объемов: в 2008 году — 323 млн рублей.

Рост оборота по сравнению с предыдущим годом — 104%, производства – 114,7%, заготовок от населения – 125%.

 

Депутат Думы Томской области, заместитель председателя совета облпотребсоюза Олег Громов от всей души поздравляет всех работников потребкооперации Томской области с профессиональным праздником и желает здоровья и благополучия им и их семьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =