Рабы не мы

  • Марина Чернобаева всю жизнь была хорошим исполнителем. Когда муж получил ранение, сделавшее его инвалидом, посвятила себя уходу за ним. Когда он встал на ноги, супруги вместе организовали небольшой бизнес – швейную мастерскую.

 На одно вакантное место сегодня претендуют 2,5 человека, только за последнюю неделю в Томской области уволено 240 работников различных организаций, без работы остаются 17,6 тысячи жителей области. Это с одной стороны. С другой – в этом году вузы выпустят 8 738 специалистов, ссузы – 3 252, учреждения начального профессионального образования – 3 779. Перед выпускниками также встанет проблема трудоустройства… Как вариант – создать рабочее место самостоятельно.

– Шесть лет назад муж-«афганец» открыл швейную мастерскую, я стала ему помогать, – рассказывает директор социального ателье «Новое» Марина Чернобаева. – Сначала на льготных условиях работали в Афганском центре на ул. Говорова, 48. Когда оттуда «попросили», началась чехарда: стоило немного раскрутиться на очередной точке – арендодатель повышал плату вдвое. Минувшей зимой пришлось перевезти ателье домой.

Осенью 2008-го Марина услышала про областные программы поддержки малого бизнеса. Весной 2009-го с помощью обладминистрации получила помещение в Доме ветеранов. Одновременно подала заявку на конкурс «Первый шаг», на субсидии закупила оборудование и открыла вторую точку на ул. М. Горького, взяв еще двух сотрудниц.

За неполные три месяца только победители «Первого шага» создали больше 150 рабочих мест. Участниками всех программ – около тысячи.

 

Бывшие безработные рискуют и создают собственный бизнес

Во-первых, сомнительно – могут ли безработные быть успешными бизнесменами? Ведь как ни крути, а места лишаются не самые ценные сотрудники. Во-вторых, программы поддержки малого и среднего бизнеса – «Первый шаг», «Бизнес-старт», муниципальные конкурсы предпринимательских проектов – обходятся бюджетам всех уровней в 120 млн рублей, а по итогам реализации предполагается создать всего 5 тыс. новых рабочих мест.

– Москва за 1,15 млрд создает 3,5 тыс. рабочих мест, – парирует председатель областного комитета по развитию предпринимательства Александр Беляев. – Хочу отметить, что эти программы – не панацея от безработицы, а составная часть мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Кроме того, есть масса людей, которые думали о собственном бизнесе, но не хватало решающего импульса. А свободных ниш предостаточно, начиная от бытовых услуг в сфере ЖКХ и заканчивая социальными услугами.

Халява, сэр!

Павел Мухин в июне окончил ТГАСУ по специальности «промышленное и гражданское строительство». Интерес к краснодипломнику проявляли многие работодатели, но все предложения он отверг: не устраивала зарплата мастера в 10 тыс. рублей и непонятные, особенно в кризис, перспективы. Направление для собственного бизнеса выбрал нестандартное – кролиководство.

– Проанализировав рынок, мы поняли: эта ниша абсолютно свободна, так как в Томске мясо кролика продается только в одном супермаркете и за очень большие деньги (400 руб. за килограмм), – объясняет начинающий бизнесмен Павел Мухин. – Подсчитали, что на первом этапе необходимо 700-800 тыс. рублей. Планируем создать четыре рабочих места и плюс мы – три учредителя, попадающие в категорию «ищущие работу», – тоже будем заняты. Конечно, мандраж есть. Пришли на участок в деревне Козюлино, который помог найти глава Моряковского сельского поселения Алексей Костин, а там все сорняками заросло, постройки старые… Страшно: столько сил и средств надо вложить, а вдруг не получится? Но глаза боятся, а руки делают.

Мухин планирует разводить кроликов племенной породы, осенью специально поедет за ними в Казань. 360 тыс. рублей для первоначальных вложений в дело он собрал сам. Когда он их потратит и отчитается перед организаторами «Первого шага», в течение пяти дней ему, как победителю конкурса, перечислят 300 тыс. (максимальный размер безвозмездной субсидии на развитие собственного дела).

Стоп-сигнал

То, что деньги не дают сразу, останавливает многих потенциальных бизнесменов. Безработным проблематично найти такие суммы по друзьям-знакомым, а в долги перед кредитными кооперативами не все рискуют залезть (особенно при ставке в 30%). Да и чего греха таить, велика категория халявщиков, которые надеялись на благотворительность государства: даст деньги и не спросит, зачем.

– Программа «Первый шаг» отличается от социальной помощи социально незащищенным группам населения, – подчеркивает Александр Беляев. – Да, бюджет берет на себя первоначальные затраты: оплату регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства, а также все расходы по консультированию, тестированию и подготовке бизнес-плана. Однако тот, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, должен взять на себя долю ответственности. Она выражается и в том, что человек рискует собственными средствами. Если он не выполняет условия, прописанные в бизнес-плане (прежде всего по количеству созданных рабочих мест и уровню зарплаты), то должен будет вернуть нам субсидию.

Сейчас есть сомнения по поводу части победителей из районов области. Некоторые районные конкурсные комиссии, включающие представителей местной администрации, пытаются привлечь побольше денег на территорию и не особенно тщательно организовывают отбор претендентов… В итоге отдельным проектам-победителям закономерно не удается привлечь заемные средства на первоначальное формирование затрат, а за результат областная власть спрашивает с организаторов конкурса.

Справедливости ради стоит отметить, что успешными становятся более 90% сельских предприятий, победивших в программе «Бизнес-старт» (она в отличие от «Первого шага» предназначена и для развивающегося бизнеса), в Томске эта цифра немного меньше.

Чувство меры

– Начинающим предпринимателям действительно не хватает чувства меры, – считает генеральный директор ООО «Плексор Телеком» Алексей Волынцев. – Зачем брать кредит в 300 тыс., ожидая возмещения в счет субсидий, если для некоторых видов бизнеса достаточно, скажем, 60 тыс.? К тому же в случае невыполнения бизнес-плана их будет проще вернуть. Мы, например, изначально ставили задачу: потратить тысячу и заработать миллион.

Первоначальные вложения действительно оказались не такими большими: требовалась всего-то пара-тройка компьютеров. Сейчас «Плексор Телеком» занимается разработкой сайтов, web-дизайном и IT-аутсорсингом (компьютерной поддержкой предприятий). В середине июля планируют начать прокладку интернет-сетей. Конкуренции Волынцев не боится: томичам всегда будет нужен качественный Интернет, а крупные провайдеры, делящие сейчас рынок, в этом смысле позволяют себе расслабиться… Что касается рабочих мест, то их молодой предприниматель создал три – в соответствии с бизнес-планом.

Резервы бизнеса

Три сотрудницы работают и в швейной мастерской, открытой Мариной Чернобаевой.

Она готова взять на работу еще несколько человек, но для этого необходимо помещение. Весной с помощью первого заместителя губернатора Оксаны Козловской ей удалось получить 27 квадратов в Доме ветеранов на ул. И. Черных. Условия аренды приемлемые: вместе с коммунальными платежами получается около 4 тыс. рублей в месяц. Но одна точка – это невыгодно, тем более в столь отдаленном районе…

– Благодаря программе «Первый шаг» удалось закупить оборудование и мебель и открыть вторую точку на ул. М. Горького, но в скором времени я оттуда съезжаю – в помещении нет отопления, – рассказывает директор ателье «Новое» Марина Чернобаева. – На встрече с губернатором Виктором Крессом, которая была в июне в центре занятости, я попросила помочь с помещением. Через директора городского департамента недвижимости Вячеслава Черноуса нашли вроде бы подходящее, которое в реестре числилось как свободное (Иркутский тракт, 179/1), но на деле там разместилась управляющая компания, которая обслуживает и мой дом. Конфликтовать с ней – себе дороже…

Существует проблема и другого рода – с кадрами. Когда нужен был второй портной в ателье на ул. М. Горького, в центре занятости Чернобаевой предоставили список из сорока с лишним человек с профильным образованием, стоящих на учете.

– Начинаю их обзванивать и слышу: «Не хочу швеей – хочу бухгалтером», «А я уже работаю» или вообще: «А напишите мне лучше отказ в работе, чтобы мне дали пособие». Такие случаи особенно участились в последнее время. Людям проще получать маленькое пособие по безработице и ничего не делать, чем самим зарабатывать… И пока пособие будет выдаваться всем подряд, а не тем, кто объективно в нем нуждается, малому и среднему бизнесу будет трудно найти персонал. А значит, и резервы для развития.

 

есть результат

Молодо – не зелено

Два года назад студент ИГНД ТПУ Артем Кокорин получил 300 тыс. по программе «Бизнес-старт». На эти деньги закупил уникальное тестирующее оборудование и начал производить сварочные аппараты. Сегодня 23-летний Артем – один из самых молодых промышленников Томской области. Он управляет Томским заводом сварочной техники, который имеет представительства в 26 регионах России. Оборудование, которое производится в Томске, не имеет аналогов во всем мире. Например, минимальная масса аппаратов по воздушно-плазменной резке еще недавно составляла 150–200 кг. Благодаря инновационным разработкам томичей удалось создать мобильное оборудование весом около 10 кг.

 

Кстати

В пятницу будут подведены итоги четвертого конкурса «Первый шаг», уже объявлен пятый конкурс. В первых трех участвовали 90 человек, победителями признано 62.

35-40% участников программы – молодежь в возрасте до 30 лет. Остальные – взрослые люди, уволенные или сокращенные, а также те, кто раньше работал в «тени», но решил легализовать бизнес.

***

Центры поддержки предпринимательства расположены в 19 муниципальных образованиях Томской области. В районах области также действует 32 районных кооператива. Адреса и телефоны центров предпринимательства можно узнать здесь: http://mb.tomsk. ru/composition.html

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области: г. Томск, пр. Кирова, д. 41, каб. 418, 406.

Сайт: http://mb.tomsk.ru

Контактные телефоны: 8 (382-2) 56-30-09, 56-51-75.

Факс: 8 (382-2) 56-13-35.

Контактные e-mail: sergp@tomsk.gov.ru,

beliaev@tomsk.gov.ru

 

Выпускника электрофизического факультета ТПУ Алексея Волынцева приглашали в Европу работать над большим адронным коллайдером. «Не знаю ни одного счастливого эмигранта», — объясняет Алексей причину отказа. Два с половиной года он работал в Институте мониторинга климатических и экологических систем в Академгородке, параллельно занимался web-дизайном. Почувствовав уверенность, решил самореализоваться в бизнесе. Планирует обеспечить томичей быстрым и качественным Интернетом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =