«Мыльный пузырь лопнул»

Томское машиностроение может закончить год с никаким результатом

7,3% составил индекс промышленного производства на томских предприятиях машиностроения в январе – мае 2009 года по сравнению с первыми пятью месяцами 2008-го. Такую цифру озвучил губернатор Виктор Кресс в понедельник на аппаратном совещании, ссылаясь на данные Томскстата.

На фоне регионов-соседей ситуация выглядит почти катастрофичной: в Омске аналогичный показатель (статья «Производство машин и оборудования») составил 69%, в Красноярске – 73%.

– Честно – цифра удивила, – прокомментировал «ТН» данные генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор» Константин Нотман. – Получается, все томское машиностроение за пять месяцев не сделало ничего.

Однако в Томскстате возможность ошибки исключают – расчеты сложные, но они верны.

– На нашем предприятии объемы упали, грубо говоря, вполовину, – продолжает Нотман. – Из-за чего? Расхожая фраза – снижение платежеспособного спроса. Если мыслить более глобально, виной всему кризис перепроизводства. Огромный мыльный пузырь лопнул, и всем стало понятно, что никому такие объемы не нужны.

Здесь кстати вспомнить, что в январе – мае 2008-го к аналогичному периоду 2007-го индекс промышленного производства в отрасли равнялся 132,5%…

Томское машиностроение не выпускает товары широкого потребительского спроса – по сути, ориентировано на выпуск комплектующих. Основные заказчики – металлургия, предприятия, производящие строительную технику, угледобывающая промышленность и т.д. Сегодня эксперты сходятся во мнении: пока эти отрасли находятся в глубокой рецессии, томскому машиностроению не стоит ждать ничего хорошего. По мнению Константина Нотмана, тяжелой ситуация будет оставаться до второго квартала 2010 года:

– Худший вариант развития событий – превращение машиностроительных предприятий в некие небольшие артели. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к нынешним условиям рынка, будут банкротиться. Единственные вещи, которые смогут изменить ситуацию – резкое увеличение спроса и появление дешевых и длинных денег, то есть абсолютный пересмотр кредитной политики в России. Причем первое в определенной степени зависит от второго: будут доступны источники финансирования, будет и спрос. Повлиять на изменение ситуации может и государство – строительством глобальных инфраструктурных объектов: мостов, тоннелей, аэропортов.

Говоря о своем предприятии, Константин Нотман не строит иллюзий:

– Планируем, что этот год закроем с объемом реализованной продукции в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Огромной разницы между произведенной и реализованной продукцией у нас нет, поскольку производство на склад невозможно с крайним дефицитом оборотного капитала. На сегодня средняя задержка по зарплате на предприятии – около 2,5–3 недель. Масштабных сокращений трудового коллектива мы не проводили, хотя численность работников, конечно, уменьшилась. Есть случаи, когда люди уходят сами, предпочитая сезонный заработок, например сбор дикоросов. На мой взгляд, схожая ситуация складывается и на других предприятиях томского машиностроения. Здесь можно сделать только один вывод: никакого прогресса в отрасли до конца года не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *