Дорожников поставили перед выбором

Дочернее предприятие СИБУРа ОАО «Ортон» запустило в Кемерове новую линию по производству плоских георешеток мощностью 3 тыс. тонн продукции в год. Реализация инвестиционного проекта позволит сократить импорт строительных материалов и обеспечит отечественных потребителей конкурентоспособной продукцией, которая широко применяется при строительстве дорог и трубопроводов.

Завод «Ортон», прекративший с мая 2009 года из-за убыточности производство текстильных тканей, был перепрофилирован в рекордно короткие сроки и стал вторым подобным предприятием в структуре холдинга после ООО «Сибур – Геотекстиль» в Сургуте. В ближайших планах – открытие аналогичного производства георешеток в Тульской области на базе ОАО «Пластик». А в 2010 году на заводах в Кемерове и Тульской области СИБУР планирует наладить выпуск полипропиленовых нетканых геоматериалов, спрос на которые в России стремительно растет. Общая производительность линий, закупленных у итальянской фирмы O.R.V. Manufacturing S.p.A., составит до 20 тыс. тонн нетканых геоматериалов в год.

Кстати, сырье для «Ортона» поставляет «Томскнефтехим», также входящий в СИБУР.

С вводом новых производств «СИБУР Холдинг» становится крупнейшим игроком на российском рынке геотекстиля и к 2011 году планирует удовлетворить спрос 20% потребителей этих материалов в стране.

– Мы отказались от нерентабельной продукции и наладили выпуск востребованной на рынке геосинтетики, – сказал вице-президент холдинга Сергей Мерзляков на открытии линии в Кемерове. – Теперь строители дорог и трубопроводов имеют возможность использовать сравнительно недорогую отечественную продукцию, произведенную на современном оборудовании в соответствии с лучшими мировыми аналогами.

Одежка без прорех

В России около 80% рынка всех геоматериалов составляют именно георешетки и нетканый геотекстиль. Больше половины всего объема геосинтетики потребляют организации, занимающиеся дорожным строительством, еще около 30% приходится на нефтегазовую отрасль и РЖД. Геосинтетика используется при строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог, проведении земляных, ландшафтных работ и прокладке трубопроводов, обустройстве месторождений и шахт. При этом в стране существует дефицит материалов, значительная часть которых закупается за рубежом. В такой ситуации отечественные производители получили шанс упрочить свои позиции на внутреннем рынке за счет замещения импорта собственной продукцией высокого качества.

– Полимерные геосинтетические материалы – нетканые полотна и георешетки обладают целым рядом преимуществ: достаточной прочностью, хорошей фильтрационной способностью – не менее 10-25 метров в сутки, выполняют функцию мембраны, препятствующей заиливанию вышележащих слоев дорожных одежд, – говорит профессор, доктор технических наук, декан дорожно-строительного факультета ТГАСУ Владимир Ефименко. — Ни один природный материал не имеет таких характеристик.

По словам ученого, применение геосинтетики является одним из наиболее эффективных способов повышения надежности и качества дорожного полотна, материалом усиления слоев дорожных одежд в земляном полотне при укреплении обочин и откосов.

– Применение синтетических материалов в конструктивных слоях земляного полотна и дорожных одежд способствует увеличению прочности и, соответственно, срока службы автомобильных дорог, – говорит Владимир Ефименко. – Вдобавок использование синтетических материалов позволяет снизить расход каменного материала и сэкономить на себестоимости строительства. Впрочем, в каждом конкретном случае необходимо просчитывать экономическую целесообразность их применения.

Особенно эффективно использование геосентетики в нижних слоях дорожной одежды с применением модифицированных битумов и добавлением полимеров в асфальтовое покрытие, что повышает долговечность дороги. Исследования, проведенные с участием ФГУП «РосдорНИИ», показали, что использование геосинтетики дает экономию на щебеночном основании за счет снижения толщины дорожного покрытия (до 35%), сокращение сроков строительства и увеличение межремонтного срока до 50%. Например, томские дорожники в начале 2000-х годов использовали геосетку при реконструкции пр. Ленина (от ул. Нахимова до ТЭМЗа). Здесь до сих пор нет ни колейности, ни ям. Еще раньше синтетические материалы применялись в строительстве автомобильной трассы на Бакчар, дороги в районе пос. Предтеченска, при возведении моста через Обь, где они использовались для укрепления дамб под железобетонные плиты. В прошлом году синтетику положили при реконструкции дороги по ул. Сибирской.

Эх, дороги…

Российский рынок нетканого геотекстиля обладает значительным потенциалом для роста не только за счет дорожного строительства, но и развития сектора нефте- и газопроводов, что особенно актуально для Томской области. Именно газовики и нефтяники в начале 1980-х годов первыми стали использовать синтетические материалы в суровых условиях Сибири при строительстве трубопроводов и промысловых дорог. Тогда же появились проекты, связанные с технологией применения этого материала для изоляции подземных магистральных и промысловых газопроводов. (В те же годы синтетические материалы начали активно применять в практике строительства томские дорожники.) Сегодня, когда крупные компании и малые недропользователи взялись за освоение новых площадей, ведется геологоразведка на правобережье Оби, потребность в недорогой отечественной продукции наверняка возрастет.

Геосинтетика широко применяется при строительстве дорог в Западной Сибири, ее планируют использовать при возведении Северной широтной дороги на грунтах с избыточной увлажненностью и новой дороги к Академгородку в Томске.

– Сейчас есть конструктивно-технологические разработки, обоснования, появились методы инженерного расчета для использования таких материалов в строительстве. С этой точки зрения проблем не существует, – утверждает Владимир Ефименко. – Все упирается в финансы, а точнее, в их отсутствие у строительных организаций. Объемы ремонтных работ сокращаются, практически прекратилось строительство новых дорог. Если в 2001 году на строительство и содержание автодорог государство выделяло 3% от ВВП, то в последние годы – лишь около 1%. А это катастрофа: не провел ремонт сегодня, завтра потратишь вчетверо больше. Хотя власти признают, что ежегодные убытки от плохого состояния дорог в России составляют 6% ВВП, а это 1,8 трлн рублей! В условиях кризиса государству было бы логично вкладывать деньги в развитие дорожной инфраструктуры. Ведь Америка вышла из великой депрессии во многом благодаря строительству новых дорог. Инвестиции в такие проекты могут поддержать и экономику России, а заодно создадут прочную базу для будущего роста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − пять =