Николай Николайчук: Догнать и перегнать Францию не получится

Что угрожает водозабору? Можно ли построить 10 детских садов? Где найти 2 млрд инвестиций? В гостях у «ТН» мэр Томска Николай Николайчук.

Принципиальная прокуратура

– Николай Алексеевич, мечты посещают?

– Хочу 40 новых троллейбусов и 10 детских садов.

– Строительство каждого сада – миллионов 200? В ближайшие 50 лет мечта останется мечтой?

– Сад в Солнечном на 240 мест – строительство стоит 320 млн. 1,2 млн – одно детское место, 10 садов – 3,2 млрд. Неподъемная сумма. А главное – даже она не решила бы проблему – мы бы получили 2 400 мест, а надо в 4 раза больше. К слову, в Восточной Германии – 60% обеспеченность детскими садами, в Западной – 40, у нас – 60, во Франции, где гордятся системой дошкольного образования, – 80. Догнать и перегнать Францию не получится. Поэтому нужна целая система иных мер. У нас еще есть шесть детсадов, которые пустуют. Ремонт надо проводить, но пока денег нет. Продолжим вводить предшкольные группы. Нужно решаться на кардинальные меры – отказываться от ясельных групп. Необходимо создавать сады кратковременного пребывания, семейные детсады.

– В Кемерово, Чувашии семейные сады давно создали.

– А у нас принципиальная прокуратура, стеной стоит – нельзя! Уже полтора месяца спорим и ничего решить не можем. Наше предложение: в семье трое-четверо детей, оформляем официально маму на работу воспитателем в ближайший к дому детсад – они туда на утренники будут ходить, на прогулки, меню и программу воспитания с детсадом согласовывать. Все расходы – 7 тыс. в месяц. У нас 24 семьи, которые на такой вариант согласны. Но прокуратура говорит – нельзя! И никогда не угадаете, почему. На полном серьезе говорят – мол, если ребенок случайно пострадает, то по закону надо же привлекать к ответственности заведующего детсадом…

– А Кемерово, Чувашия?

– А прокуратура в ответ: там нарушают закон! Вот где общественность нужна – ну помогите убедить стражей закона.

Банковская тайга

– Перешли к бюджету и финансам: план полугодия выполнен на 87% – завышенные ожидания?

– Как известно, весной мы провели корректировку бюджета, сократив его на 1,7 млрд рублей. Если бы не провели, план по доходам был бы исполнен процентов на 60, и вот тогда возникли бы очень серьезные проблемы с расходами. Но мы вовремя ужались: сегодня ситуация сложная, но мы спокойно смотрим в будущее. Как показатель – пример с кредитами. Задним числом признаюсь: в конце прошлого года мы не были готовы к столь стремительному ухудшению ситуации и были вынуждены занимать, даже не обсуждая условия (проценты и сроки), – под угрозой были первоочередные выплаты. Сегодня другая ситуация – научились жить по доходам, перекредитовались, снизив обслуживание долга и увеличив время кредитов до двух лет. Если в прошлом году пришлось брать заем под 23%, то теперь – под 17.

– Тоже немало.

– Меньше нет. А вообще… Я как-то пообещал руководителям банков, что буду об этом открыто говорить: считаю, госбанки ведут себя некорректно по отношению к муниципалитету – получив такую поддержку от государства, кредитуют под 18–19,5%.

Но мы ищем пути работы с банками. Пример: банк дает нам лимит кредитования в 210 млн, а получает на свои счета по всем нашим зарплатным проектам в год 1,2 млрд – неплохие ведь оборотные средства, да? И я считаю, что в такой ситуации имею полное право на ответные действия.

– Перевести выдачу зарплаты через другой банк?

– А почему нет? В итоге разговора руководитель банка сказал: «Дайте время – я свяжусь со своим руководством в Москве».

Дорожные петли

– Кредиторская задолженность бюджета большая?

– Завершали прошлый год с кредиторкой почти в 400 млн рублей. Сегодня просроченная задолженность закрыта. Но, увы, не исключаю, что и этот год завершим с серьезной задолженностью – просто необходимо достроить весь так называемый транспортный узел к ТВЗ (Клюева, Балтийская, Осенняя), иначе будет еще больший ущерб. Отчасти кредиторской задолженности можно избежать, если к тем 470 млн рублей бюджетной ссуды, которую получает область, Минфин даст нам, муниципалитету, еще 370. Сейчас прорабатываем этот вопрос, в первую очередь губернатор.

– На достройку приходится брать кредиты, а на левобережную дорогу деньги из Москвы упали.

– Не упали: проект был разработан давно, мы вовремя с него пыль стряхнули, внесли коррективы, и поэтому выиграли конкурс. И не надо говорить, что это левобережная дорога: это часть ТКАД – Томской кольцевой автодороги, которая давно уже необходима для развития города.

– А не получится потом как с Балтийской?

– Нет, денег достаточно, чтобы всю трассу сделать в твердом покрытии. Недавно из Москвы пришли 420 млн. На следующий год должны получить 1 млрд. Хитрость, правда, в том, что для этого мы должны внести свою долю софинансирования – до конца года 182 млн. Найдем. Заплатили же, пусть и с опозданием, 42 млн своей доли за прошлый год.

Круги по воде

– Есть оценки, что левобережная дорога угрожает экологии водозабора.

– Каким образом? Только первые 28 скважин из 208 можно косвенно подтянуть, что они находятся в зоне дороги, хотя и здесь дорога не попадает в охранную зону. Все остальные скважины – далеко в стороне. И не будет там активного хозяйствования. А вот другая очень серьезная угроза действительно есть – всем, кто волнуется за водозабор, предлагаю выехать в район Моряковки и посмотреть, какая варварская вырубка леса идет в санитарной зоне.

– Приходилось слышать, что черные лесорубы активно пользуются обслуживающими дорогами водозабора и основательно их раздолбали?

– Да. А служба безопасности «Водоканала» не имеет полномочий штрафовать, забирать права: когда останавливает лесорубов, те делают круглые глаза – мол, заблудились. Вот где нужно нам помочь – пока все наши попытки поставить вопрос о контроле, к сожалению, закончились ничем.

– В Ростов ездили смотреть практику привлечения инвесторов для «Водоканала»?

– Мы предпринимаем шаги, чтобы попасть в программу, которую разработал Внешэкономбанк, создавший частно-государственное партнерство, где можно получить до 2 млрд инвестиций на инфраструктурный проект. Деньги можно получить, если будет частный инвестор, его доля должна быть не менее 20% от суммы проекта.

– И такую же долю собственности он получает?

– Нет, собственность остается муниципальной. На время выполнения проекта имущество отдается в аренду совместному предприятию по эксплуатации «Водоканала», а затем передается муниципалитету.

– То есть деньги инвесторы возвращают за счет повышения тарифа?

– Мы можем попытаться этого избежать. На водозаборе сегодня гигантские потери воды, то есть ресурс экономии огромен. В Ростове тариф существенно повысили, но там ситуация с водоканалом гораздо хуже.

– На какой все стадии?

– Мы передали документы в ВЭБ, там их рассматривают. А главное – нам еще надо решиться на такой проект.

Разные люди

– Ряд политиков и общественности уже выдвинули обвинение, что повышение цены на проезд было проведено без эффективной экспертизы.

– На одном из сайтов сказано: инициативная группа провела свою экспертизу и получила цифру в 10 рублей 20 копеек. Я готов согласиться: это как раз то, что мы приняли: 8 рублей для пенсионеров и 12 для остальных. Это первое. Второе: малый бизнес никогда не будет сворачивать выгодное дело, а он сворачивает – только четыре новых автобуса куплено в этом году и три – в прошлом. Режим работы маршрутки таков, что автобус ездит лет пять. Два года уже потеряны. За три года будут заменены 700 автобусов? Нет. То есть проблема уже есть – через несколько лет мы будем ездить на старом транспорте, и это вопрос безопасности.

– Вопрос читательницы: город обещает три года субсидировать выплату процентной ставки по ипотечному кредиту. Она хотела бы участвовать в программе, но опасается, не откажется ли муниципалитет, например, через год от своих слов?

– В программе участвуют уже 200 семей – мне надо было бы тайком из города бежать, если бы мэрия отказалась от своих обязательств. Это первое. Во-вторых, речь идет о маленьких деньгах – что такое 100 млн для городского бюджета? У нас другая проблема – по этой программе с начала года мы смогли израсходовать только 9 млн, и она только в последнее время заработала, когда мы внесли больше 40 поправок, чтобы максимально расширить круг людей, которые смогли бы принять участие в программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − три =