Религиозный вопрос

Общественность области спорит о необходимости изучать в школах религию

Историю мировых религий начнут изучать в школах области. Об участии региона во всероссийском эксперименте заявил начальник областного департамента общего образования Леонид Глок. Предмет будет введен в четвертой четверти у учеников четвертых классов. Как подчеркивают чиновники, его посещение добровольное. В каких именно школах произойдет нововведение, пока не определено, но оно уже вызвало массу споров.

 

Духовная прививка

Владимир Чириков, директор общеобразовательной школы д. Поросино:

– Этот эксперимент – хорошая идея, но начинать его так сразу, не подготавливая никого и ничего, чрезвычайно опасно. У нас этот процесс занял десятилетие… Еще с 1992 года мы начали преподавать в Поросино специальные предметы. Сейчас они имеют статус спецкурса и обязательными не являются, однако 100% учеников их посещают – им интересно. В 10–11-х классах изучают «Основы нравственности», в 8–9-х – «Духовную нравственную культуру», в 1–7-х – «Основы православной культуры». Сформировалась учебно-методическая база – есть все учебники, рекомендованные Министерством образования и согласованные с Московской патриархией, существуют собственные методические разработки, накоплена огромная видео-, аудиотека. Четыре преподавателя проходили специальные курсы повышения квалификации и в Московском педагогическом университете, и в Троице-Сергиевой лавре. И главное – велась огромная разъяснительная работа среди родителей, детей, самих учителей.

Могу заверить: ни один человек не был против! Просто в нашей школе сложилась уникальная ситуация: 96% учеников крещены в православии, и представителей других конфессий нет вообще. Поэтому у нас не стоял вопрос, основы какой религии преподавать. Но в многоконфессиональной Томской области такая проблема, безусловно, возникнет. Готовы ли школы к тому, чтобы преподавать наряду с православием основы ислама, иудаизма, буддизма и других? То есть нужно очень тщательно подойти к подготовке специалистов. Это могут быть учителя литературы, истории, изобразительного искусства, и не обязательно верующие. Ведь главная цель общеобразовательной школы – просвещение.

Нам, к счастью, удалось найти золотую середину. Мы не занимаемся агитацией – у нас другая цель. Сейчас такое время, когда у многих людей во главе угла стоит денежная единица. В противовес этому важно заложить в ребенка православные ценности, чтобы в ситуации выбора он всегда руководствовался нравственными ориентирами. И в этом смысле я в своих учениках уверен.

Идейная интоксикация

Николай Поправко, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социологии философского факультета ТГУ:

– Я категорически против введения в школах религиозных уроков! Почему разного рода деятелям с идейной интоксикацией неймется? Почему священнослужители идут не к народу, а в кабинеты чиновников: мол, давайте введем обязательное религиозное образование? Почему чиновники пытаются насадить сверху даже такие деликатные вещи? Это противоречит самим принципам построения демократического общества со свободной личностью, социальным порядком, солидарностью и т.д. Надо помнить, что мы – светское государство. И если кто-то искренне верит, что можно улучшить таким образом нравственное воспитание детей, то я, наоборот, убежден – на деле получатся прямо противоположные результаты. Сейчас и так сложная ситуация: сепаратизм, национализм… А могут возникнуть и межконфессиональные конфликты – такие, что мало не покажется. Почему бы для воспитания патриотизма, повышения культуры не ввести в школах предмет «История народов России»? А представление о религии, если родители желают, ребенок может получать иным способом: существует масса литературы, вход в церкви, мечети, костелы бесплатный… Сторонники эксперимента оговариваются: все будет на добровольной основе. Но каждый гражданин знает, что в нашей стране значит «добровольно».

Наконец, не решен еще один важный вопрос: кто будет преподавать эти уроки и кто будет обучать преподавателей? Еще великий Вебер говорил: «Этика преподавателя в том, чтобы его лекции по истории религии с одинаково ровным сердцем слушали представители любой конфессии». Само преподавание должно быть светским. А если кто-то захочет прийти к религии, пусть он сделает это сам, а не с помощью наставников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − один =