Эхо аварии

Томские промышленники пытаются понять, в какие суммы обойдется грядущий энергодефицит

 Авария на Саяно-Шушенской ГЭС еще долго будет аукаться томским предприятиям. С одной стороны, прогнозируется рост цен на электроэнергию: руководство компании «РусГидро» готовит заявку об индексации тарифа на 2010 год с учетом расходов на восстановление разрушенной ГЭС. С другой – из-за сложившегося энергодефицита неизбежно ограничение потребления, особенно зимой. Готовы ли к этим неприятностям томские промышленники?

Надежда на ночь

Владимир Пасько, и.о. технического директора ЗАО «Сибкабель»:

– Из-за аварии на ГЭС мы уже понесли большие убытки. Так, из-за внезапного отключения электроэнергии остановились резиносмесители, стрейнеры, агрегаты непрерывной вулканизации, экструзионные линии, кабельное оборудование. В брак и отходы ушло материалов на 80 тыс. рублей. За время простоя (с 10.50 до 19.40) мы не изготовили продукции на 10 млн рублей, кроме того, просто так потеряли 30% от заявленной электроэнергии…

Сейчас готовим документы в Департамент энергетики Томской области — просим перевести предприятие в пятую-шестую очередь по ограничениям. Пока мы находимся в третьей. Это предполагает, что в случае аварии мы должны снизить энергопотребление до 200 кВт летом и 500 – зимой. Если перейдем в пятую-шестую, норматив увеличится до 1000 и 2000 кВт соответственно, а полностью отключать предприятие, как это произошло сейчас, будет запрещено.

Кроме того, нас уже предупредили: в связи с энергодефицитом будет введено ограничение потребления. Пока работаем в плановом режиме, но в ближайшие месяцы планируем перейти на новый график производства, в частности, как можно больше людей перевести на работу в третью смену. Это не только удешевит электроэнергию (ночью тариф ниже), но и позволит работать в полную силу: в поздние часы потребление не ограничено. Нововведения несут определенные трудности, но другого выхода нет: у нас очень энергозатратное производство и мы не сможем обеспечить резервное энергоснабжение самостоятельно.

Любо-дорого

Константин Нотман,

генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор»:

– Мы, как и многие другие крупные потребители, 50% электроэнергии покупаем на свободном рынке. Как известно, ее цена в сибирском регионе резко взлетела сразу же после аварии на СШГЭС. Точная информация о наших финансовых потерях в этой связи будет в середине сентября, когда получим окончательные счета за потребленную энергию. По различной, зачастую крайне противоречивой информации, стоимость 1 кВт для нас вырастет от 15 до 100%.

Бесспорно, повышение тарифов отразится на себестоимости готовой продукции. Особенно чувствительно к изменению стоимости электроэнергии наше чугунолитейное производство, эксплуатирующее мощные (5 МВт) плавильные и заливочные печи. Полагаю, рост себестоимости продукции может составить от 0,5 до 10% по различным группам и видам товаров.

Трезво оценивая ситуацию, могу сказать: никаких особых мероприятий, кроме изменения графика работы основных производственных подразделений нашей компании, мы предпринять не сможем. Речь идет о том, чтобы часть энергоемких производств перевести на работу в ночные часы. Но и это не приведет к компенсации роста тарифов, так как резко возрастут затраты на оплату труда персонала в ночные часы, потребуется решать проблему доставки людей на работу и т.д. Окончательные выводы можно будет сделать лишь после наступления абсолютной ясности с размером повышения энерготарифа.

Экономить вредно

Игорь Иткин,

генеральный директор ОАО «ТПО «Контур»:

– Серьезных последствий от аварии мы не ощутили: наше производство не такое энергоемкое, к тому же в последние годы мы целенаправленно снижали энергопотребление – за счет нового оборудования, изменения технологических процессов и т.д. Но для меня стало очевидным: система энергоснабжения больше не может существовать в старом, монополизированном виде. В корне неправильно, что проблему грядущего энергодефицита пытаются решить лишь ограничением потребления: людей – убеждают, муниципальные структуры и промышленные предприятия – обязывают. Однако если мы все резко сократим потребление, это, я убежден, приведет к тяжелым последствиям. Например, еще больше поднимутся тарифы, потому что поставщик будет компенсировать убытки от нашей с вами экономии из нашего же кармана.

Сейчас необходимо, чтобы областная власть задумалась наконец о развитии малой, альтернативной энергетики. Так, на ТПО «Контур» завершились испытания энергоблока нового поколения на основе газопоршневой установки «Caterpillar», его мощность – 1,1 МВт, и он может обеспечить электричеством и теплом целый микрорайон. Но пока заказы поступают к нам из других регионов: за последние годы мы сдали в эксплуатацию около 1 800 различных моделей автономных электростанций и теплоэлектростанций общей мощностью более 150 МВт. Из них на долю Томской области пришлось от силы 10 штук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 8 =