Торговая мобилизация

Впоследние месяцы привыкшие бегать протоптанными потребительскими тропами томичи все чаще обескураженно останавливаются перед закрытыми дверями на месте бывшего торгового центра, магазина, отдела… Куда исчезла «Банана мама» из «Весны»? Почему в «Оранжевом небе» закрылась «Техносила», а «Эльдорадо» съехал из «Экстры»? В некоторые, некогда популярные торговые центры (вроде той же «Марки») стало заходить страшновато: сумрачно, пустынно, в просторных залах прилавками заняты всего два-три угла… Что происходит с российским и томским рынком? Этот вопрос корреспондент «ТН» задала начальнику областного департамента потребительского рынка Александру Таловскому.

Кризис пока не преодолен

– Товарооборот упал к уровню 2008 года на 11,6%. При этом по законам рынка должны бы снижаться и цены: торговцам приходится снижать свою маржу, чтобы товары продавались. Американские, европейские цены упали, а у нас держатся. У нас в России все по-другому… Не все наши торговцы входят в положение общества, чтобы сохранить свою прибыль. Обороты снижают, а цены нет.

– И какие последствия?

– Как только потребительская активность упала, в стране сразу начались продажи столичных и региональных сетей, крупнейшие сети стали закрывать магазины. С начала года сеть магазинов бытовой техники «МИР» закрыла 16 крупных магазинов по России, «Эльдорадо» – 32, «М-Видео» и «Техносила» по 3, а «ТОП-книга» ликвидировала 100 магазинов.

Можно сказать, что происходит некая оптимизация: та же сокращающаяся сеть «Эльдорадо» открыла 6 новых магазинов, ТОП-книга вместо 100 крупных запустила 50 более скромных торговых точек.

– Процесс оптимизации идет по нарастающей?

– Да. Думаю, большинство региональных торговых сетей будут не столько продаваться, сколько отдаваться банкам за долги. Эксперты считают: собственники переоценили в свое время собственные активы. И нагрузили их излишними обязательствами по кредитам.

Обвала пока нет

– А что происходит в Томске? В последнее время куда-то пропали многие заметные и привычные торговые точки…

– Пока – ничего катастрофического. Примеров полной ликвидации магазинов региональных и федеральных сетей у нас пока нет. «Техносила» из «Оранжевого неба» переместилась на большую площадь в гипермаркет «Томь». На ее место заехало «Эльдорадо», которому оказалось не очень уютно в «Экстре»… Пока у нас работают все торговые центры и специализированные магазины, отмечается лишь возросшая сменяемость и стремление оптимизировать расходы на оплату площадей.

Просто «Мария Ра»

– А что с продовольствием?

– В продовольственном секторе покупатель перемещается на рынки. И это парадоксально: ведь рынок держит высокие цены, сейчас товары в торговых сетях дешевле.

На прошлой неделе у меня был разговор с представителями алтайской сети «Мария Ра» (у них 167 магазинов по Алтаю и Сибири, а в Томске было два магазина, один закрылся). Они намерены в ближайшее время открыть 30 магазинов в Томске, Северске и районах области. То же делает «Поляна»: она зашла в Зырянку, Асино, готовится открыться в Первомайке.

Мы заинтересованы, чтобы сети пошли в глубинку. Это развитие конкурентной среды, новые продукты хорошего качества. Будем их поддерживать.

Новая «шаговая» идеология

– Как себя чувствуют маленькие «шаговые» продуктовые магазины в Томске?

– Не очень хорошо: оборот у них за лето упал на 25-30%. Но есть и положительная тенденция: местные специализированные сети пошли в народ, вглубь территории. Например, ЧП Семкин строит небольшие магазинчики в разных местах города – их у него уже больше десятка. Около 30 магазинов у сети «Мясной ряд» (в плюс ему и «юбилейное» снижение цен – 7% на колбасы и 15 на полуфабрикаты – разумная, я считаю, акция в нынешних условиях).

Можно сказать, родилась новая идеология: в отличие от обычных магазинов шаговой доступности эти предлагают широкий ассортимент, умеренные цены, свежесть и качество продукции.

Грядут сокращения

– Какого развития событий на потребительском рынке стоит ожидать?

– Человек сегодня не делает крупных покупок – почти не обновляются машины, мебель, бытовая техника. Обвала в этой сфере нет, но предпосылки есть. Будут нарастать трудности у продавцов одежды и особенно обуви премиум-класса – думаю, тут будут серьезные сокращения.

Ожидаемая в ближайшее время хорошая новость – открытие большого холидеевского магазина «Апельсин» на ул. Герцена, 61/1. Половину из 16 тыс. кв. м займут продовольственные товары, другую – бутики с российскими передовыми брендами. Презентация назначена на 20 ноября.

Есть общепризнанный показатель благополучия общества: в нем все хорошо, если непродовольственные товары превалируют над продовольственными. Два года назад у нас продукты питания составляли 45% потребительского рынка, промышленные товары – 55%. А сейчас доля продовольствия опять достигла 52%…

 

Снижение оборотов в торговле грозит сокращениями в этой сфере. По прогнозу американского агентства Bloomberg, к концу года с российского рынка уйдут 14 тыс. розничных продавцов одежды из 42 тыс. ныне работающих.

 

Согласно исследованиям социологов компании «Башкирова и партнеры», россияне продолжают отказывать себе во всех видах товаров. В декабре 2008 года треть опрошенных заявляли, что кризис на их покупки не повлиял, в апреле таковых осталось уже 21,1%, в июне – уже 15,4%.

С декабря по июнь доля отказывающих себе в продуктах питания выросла с 22,2 до 35,4%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 3 =