Сэкономили на воде?

Письмо ревматологических больных, находящихся на лечении в ОКБ, прозвучало 19 августа как коллективный крик души: «Мы не получаем лечения по назначению докторов. Жизненно необходимые препараты отсутствуют: не делаются внутривенные инъекции. Просим срочно принять меры по кардинальному улучшению качества лечения…» Внизу 23 подписи.

 

Прозвучало это письмо не только в кабинете и.о. главврача ОКБ Дмитрия Карымова (что было бы логично: ведь ему оно и было адресовано), а сразу в нескольких томских СМИ. Собственно, из этих самых СМИ руководство больницы и узнало, что в отделении сложилась «критическая ситуация с медикаментами».

Для разбирательства жалобы сразу же создали рабочую группу. Со всех причастных к проблеме (и.о. завотделением ревматологии Т.Г. Абрамовой, старшей медсестры Н.С. Куркиной и и.о. старшей медсестры этого же отделения Н.В. Ивановой, завотделом медикаментозного снабжения аптеки О.С. Лапицкой) собрали объяснительные. К обсуждению темы подключились еще восемь пациентов, приславших в приемную главврача письмо-опровержение (стилистика оригинала сохранена): «Медперсонал все делает добросовестно и спокойно, терпимо и терпеливо… А вот пациенты некоторые пусть лучше оглянутся на себя, на свое поведение — им все объясняют, а они свое – вынь да положь…»

Странная из всего этого сложилась картина. И крайне противоречивая – как два вышеупомянутых письма пациентов.

Например, из служебной записки заведующей аптекой ОКБ следовало, что «в отделении на данный момент имеется достаточное количество профильных препаратов и изделий мед. назначения. Отделению за 7 месяцев запланировано (исходя из тарифа на койкодень) 630 492 рубля, а выдано медикаментов на сумму 863 279 рублей, что составляет 134%».

Так что же в действительности произошло в ревматологии во второй половине августа? Почему больным перестали ставить капельницы?

Оказалось, все дело не в дорогостоящих препаратах, а… в обыкновенной воде с очень небольшим количеством соли. В простом физрастворе.

Из объяснительной Т. Абрамовой:

«В отделение ревматологии ОКБ с 14.08.2009 г. резко ограничена выдача растворов (натрия хлорид 0,9% для внутривенного введения) из аптечной сети, в связи с чем ограничено внутривенное капельное введение лекарственных препаратов… В аптечной сети на обращение по этому поводу ответили: …использовать растворы лишь в экстренных ситуациях, в порядке скорой помощи».

При этом, подчеркивает и.о. завотделением, подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции, а также внутрисуставные пункции выполнялись больным в полном объеме согласно листам назначений. Однако: «…при переводе на таблетированную форму выраженного эффекта от болюсного введения лекарственных препаратов нет… Если пациенты чувствовали улучшение от внутривенного капельного введения растворов (дезагрегантов, ангиопротекторов), которые улучшают их состояние, при переводе на таблетированные формы эффекта не достигается. Естественно, последовало возмущение в палатах».

По информации, полученной «ТН» в городской аптечной справочной, бутылка физраствора емкостью 400 мл в томских аптеках стоит от 25 до 40 рублей…

 

Комментарий специалиста

 

На качество не повлияло

Исполнительный директор Томского территориального фонда ОМС Виктор Козлов:

— Мы попросили экспертов страховых компаний «Макс» и «Медика-Томск» провести проверку по этой жалобе. Они проанализировали истории болезни всех находившихся на лечении в отделении в момент возникновения конфликта и для большей объективности провели анонимное анкетирование пациентов. Все 29 опрошенных были полностью удовлетворены отношением к ним медицинского персонала и уровнем лечения. Прозвучали лишь некоторые мелкие замечания по качеству питания. Но насчет медикаментов и лечения претензий не было.

Эксперты сошлись в едином мнении: внутривенные растворы с 14 августа были заменены на таблетированные препараты, но это никоим образом не повлияло на качество оказания медицинской помощи.

Я вижу здесь определенное упущение со стороны администрации ОКБ – надо больше разговаривать с пациентами, объяснять, что и почему назначено, какие замены. Мы знаем, что пожилые люди с особым доверием относятся к системам: капают – значит лечат, а таблетки не в счет. Но врачи-то знают, что не всегда внутривенное введение самое эффективное.

Резюме экспертов, с которым я полностью согласен: медперсоналу надо более действенно реагировать при возникновении конфликтных ситуаций.

Совет пациентам: прежде чем жаловаться в СМИ, губернатору или президенту, стоит все же обратиться к главврачу, к начмеду, к завотделением. И обязательно — к представителям страховой компании. В ОКБ эти специалисты присутствуют постоянно. А телефоны страховых компаний указаны в полисе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *