Скрежет зубовный

  • На первое судебное заседание представители клиники не явились. Тогда Лидия Ромаева подала в суд заявление с просьбой наложить арест на движимое и недвижимое имущество, а также на банковские счета клиники. Арест наложен.

В июне Лидия Ромаева подала в суд Ленинского района Томска иск к стоматологической клинике «Жемчужина» – пациентка требует вернуть заплаченные за лечение и протезирование деньги (65 702 рубля), а также компенсировать нанесенный моральный вред (80 тысяч).

– Мне страшно подумать, что обнаружится, когда снимут эти ужасные протезы. И сколько еще моих сил, времени и денег потребуется, чтобы исправить ошибки «специалистов» «Жемчужины»…

В структуре обращений граждан в Управление Росздравнадзора по Томской области по поводу оказания некачественной медицинской помощи львиную долю составляют жалобы на стоматологию, из них основная часть – на зубопротезирование.

– И лидером по жалобам в этом сегменте является ООО «Жемчужина», – уточняет главный специалист Росздравнадзора Анджей Скобельский. – Я работаю в управлении два года, и на моей памяти уже семь-восемь жалоб на эту клинику.

При этом серьезных рычагов воздействия на проштрафившуюся частную клинику ни у одной контролирующей структуры нет…

 

Результаты

Как объясняют все пострадавшие, они польстились на рекламу – обещанную 30-процентную скидку. А получили…

Оценку состояния зубных протезов, установленных в ООО «Жемчужина», у пациентки М. 28 апреля 2009 года провела главный стоматолог Департамента здравоохранения Томской области Светлана Рябова.

Цитируем: «Нижний протез слева расцементирован, свободно снимается с опорных зубов, зуб не лечен, разрушен почти полностью, ткани зуба размягчены, канал не обтурирован… При посадке протеза на опорные зубы края коронок лежат на деснах и пациентка испытывает боль при смыкании зубов… контакт определяется только на резцах… жевательная группа искусственных зубов не имеет окклюзионных контактов, разобщение составляет от 1 до 4 мм… Выбор конструкции протеза неверен… Грубейшая ошибка в протезировании… Нарушены все требования, предъявляемые к изготовлению зубных протезов».

И вывод: «Такие протезы приведут к необратимым последствиям и потере оставшихся зубов у пациентки… Недобросовестная подготовка зуба под протезирование уже привела к его потере. В действиях врача усматривается мотивация к наживе, так как зубные протезы из металлокерамики в несколько раз дороже, чем съемные. Это противоречит медицинским показаниям. В действиях врача и зубного техника усматривается профнепригодность».

– Я видел зубы одной из пациенток – эстетически это выглядит просто страшно, – вспоминает эксперт Росздравнадзора. – Другой даме мост надели на временную пломбу. Начался воспалительный гнойный процесс. Когда нет оттока, происходит распирание, это страшная боль…

Условия

Осенью прошлого года комитет по лицензированию Томской области проводил проверку деятельности «Жемчужины» по четырем обращениям граждан. Своей зубопротезной лаборатории клиника не имеет, значит, эту услугу должна заказывать сторонней организации. Руководство «Жемчужины» сообщило проверяющим: протезы для пациентов изготовлены в фирме «Элион», с которой заключен договор. Документ предъявили прокуратуре Ленинского района, и бумага следователей удовлетворила, несмотря на то что фирма-партнер на запрос комитета ответила: «Услуги по доврачебной медицинской помощи по стоматологии ортопедической гр-нам Р., Р. и Е. не предоставлялись».

Нынче еще три пациентки обратились с жалобами на «Жемчужину» в комитет по лицензированию и в прокуратуру Ленинского района. Прокуратура перепоручила проведение проверки Росздравнадзору.

– Предоставляемая клиникой информация о партнере-изготовителе протезов вновь не подтвердилась, – рассказывает главный специалист Росздравнадзора Анджей Скобельский. – Вот ответ фирмы на наш запрос: «Работы на предмет изготовления зубных протезов по заказу ООО «Жемчужина» в 2009 г. не проводились… В дальнейшем такие работы проводить не планируется». Когда мы проверяли «Жемчужину», обнаружили оборудование для изготовления протезов, оно было перемазано гипсом – это говорит о том, что оно используется. Но за руку их никто не поймал…

Специалисты Росздравнадзора выявили в деятельности клиники и другие грубые нарушения лицензионных требований. Оборудование используется без проведения техобслуживания. Зубопротезирование выполняет стоматолог-терапевт Н.Ф. Новоселова, не имеющая должной ортопедической подготовки (согласно поданному «Жемчужиной» заявлению в лицензирующий орган Новоселова должна выполнять работы по специальности «стоматология терапевтическая», а на ортопедическую были заявлены другие специалисты). В полном объеме не соблюдаются стандарты оказания медпомощи, в частности необходимые обследования до момента установки протезов, что может привести к изготовлению протеза не той формы и не того размера.

Замкнутый круг

По итогам проверки Росздравнадзор подал иск в арбитражный суд о привлечении ООО «Жемчужина» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. 4 сентября суд отказал в удовлетворении искового заявления по формальным основаниям – с 2007 года лицензирование частных структур осуществляет субъект РФ, то есть комитет по лицензированию Томской области.

В итоге круг (комитет – прокуратура – Росздравнадзор – суд – комитет) замкнулся.

Ожидавшему подобной развязки Росздравнадзору ничего не осталось, кроме как передать все материалы в Ленинскую прокуратуру…

– Для рассмотрения моей претензии собралось «руководство клиники»: врач, тогдашний директор Чегаева и юрист. Они дружно меня убеждали: у вас все нормально! – говорит Лидия Ромаева. – Я оплатила экспертизу в Томской ассоциации стоматологов. Эксперт Тамара Федоровна Байдина (32 года стажа в стоматологии) подтвердила: все мои претензии обоснованы. А в лицензионном комитете мне сказали: мол, что же мы с «Жемчужиной» можем сделать – у них есть и здание, и оборудование… Есть на них управа?

О «технике безопасности» пациента при походе к стоматологу – в следующем номере «ТН».

 

А судьи кто?

Людмила Новоселова, директор ООО «Жемчужина»:

– Роздравнадзор вообще не имел права нас проверять, в этом он превысил свои служебные полномочия. И по всем 10 пунктам составленного им протокола в арбитражном суде мы выиграли.

У нас все документы в порядке. Лицензия есть. Специалист, который делал эту работу, имеет стаж по стоматологии ортопедической больше 20 лет. Сертификаты все в порядке. Документация по технологическому оборудованию тоже. Есть договор на изготовление протезов с фирмой «Элион». До 14 апреля 2009 года они делали все протезы для наших пациентов (включая те, которые установлены авторам жалоб), после этой даты мы не проводим протезирование.

– Но брак у Ромаевой виден невооруженным взглядом…

– Не всегда надо верить тому, что показывают пациенты. На момент, когда ей установили протез, Лидия Степановна была очень довольна и благодарила. А облицовка может сколоться по разным причинам. Человек накусывает что-то твердое – вот и результат. Вопрос с этой пациенткой сейчас рассматривается в суде. Будет назначена судом независимая судебно-медицинская экспертиза, посмотрим, что она покажет. У нас в Томске такая не проводится. Ромаева заказала себе на коммерческой основе экспертизу в ассоциации. Мы в состав этой ассоциации не входим.

Кстати, в прошлом году комитет по лицензированию нас проверял. Нынешняя проверка – заказная. Мы подали свои заявления везде, куда только можно. Идет разбирательство. Доказательства все у нас есть.

В любой клинике есть жалобы, без этого не бывает.

– Почему вы не пришли на первое заседание суда?

– Мы не знали о нем, видимо, повестка, отправленная по юридическому адресу, не дошла.

В фирме «Элион» «ТН» подтвердили истинность своих ответов на запросы Росздравнадзора: протезы для «Жемчужины» в 2009 году не делали и не собираются. А решение арбитражного суда – только обстоятельное обоснование неправомерности иска Росздравнадзора (это сфера полномочий комитета по лицензированию Томской области), и ни слова про «10 пунктов» по существу.

 

Больной вопрос качества

Светлана Мелкозерова, председатель Томской областной стоматологической ассоциации:

– Вопрос качества – один из самых насущных, и основным направлением своей деятельности мы считаем повышение квалификации врачей – проводим конференции, семинары. Ассоциация имеет лицензию на проведение контроля качества лечения, но любую экспертизу человек вправе оспорить и выбрать другого эксперта…

Когда пациенты жалуются на работу членов ассоциации, проще: мы сами разбираемся, и проблемы, как правило, решаются миром. Но из 150 томских частных стоматологических предприятий в ассоциацию вступили всего 10.

 

Инесса Юшковская, корреспондент «ТН»

Одинокий пациент

Исхожу из того, что пациент по определению находится в более уязвимом положении, нежели медики. Ведь пациент, во-первых, болеет, а во-вторых, он не специалист и не может знать, какая именно помощь ему нужна. Словом, медпомощь – особый вид услуг, когда потребителю-пациенту обязательно необходима квалифицированная поддержка.

Федеральные, областные и муниципальные лечебные учреждения, оказывающие преимущественно бесплатную для граждан (за счет средств ОМС) медпомощь,– «под колпаком»: департамент здравоохранения, Росздравнадзор, фонд ОМС, страховые компании.

А пациент, приносящий немалые деньги (десятки и, бывает, сотню тысяч рублей) в кассу частной клиники, нередко оказывается в случае врачебной ошибки один на один со своей бедой.

Безусловно, он может обратиться в Росздравнадзор, и, если проверка подтвердит факт некачественного лечения, затем пойти с этими документами в суд. Но далеко не все люди после подобных потрясений – моральных, физических и материальных – способны на борьбу в судах. Не у всех есть средства на начальные судебные издержки. Кстати, среди пожаловавшихся на «Жемчужину» двое – жители далекого Каргаска…

А если бы Росздравнадзор выиграл в арбитражном суде, «Жемчужине» грозила бы приостановка деятельности на три месяца либо штраф от 40 до 50 тыс. рублей. Ну не смешно ли?

Написать автору можно

по e-mail: inessa@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =