Лесник по призванию

Имя Даниила Иосифовича Гольдина, потомственного лесовода в четвертом поколении, почетного работника леса России, широко известно не только в Томской области, но и далеко за ее пределами. Более чем полвека жизнь этого человека, блестящего знатока проблем лесопользования, была тесно связана с томскими лесами. Заслуженный лесовод РФ, в прошлом возглавлявший Томское управление лесами, и в свои 80 лет остается кладезем глубоких знаний в области лесного хозяйства.

По стопам прадеда

Родившись в г. Полоцке Белорусской ССР в семье служащих – преподавателей лесотехникума, Даниил вряд ли мог выбрать для себя иной жизненный путь. Воспитанный в старых традициях лесоводов, с детства он хотел стать именно лесничим, подобно своему деду и прадеду. Повлиять на его решение не смогли даже тяготы военного времени, которые пришлось пережить его семье. По окончании восьми классов во время эвакуации в 1944-м он стал студентом Крапивинского лесного техникума (Тульская область). Получив в 1947 году красный диплом и немного поработав в лесах Подмосковья, выпускник продолжил учебу уже в Воронежском лесохозяйственном институте, куда был принят без экзаменов в числе четырех других счастливчиков. Осенью 1951 года новоиспеченный инженер лесного хозяйства получил распределение в Томскую область – о Сибири Даниил знал только по семейным преданиям да из рассказов своего прадеда Даниила Семеновича.

Романтичный ареол вокруг загадочного края спал с Гольдина в первые же дни его пребывания в Зырянском лесхозе Томской области, где он получил должность лесничего Малиновского лесничества – одного из самых отдаленных хозяйств в районе. Добраться до своего рабочего места – в Черный Яр – Даниил смог лишь месяц спустя, когда наконец застыла речка Кия, и, к своему окончательному разочарованию, «новобранец» застиг там разваленное предшественниками хозяйство. В лесничестве не было даже собственного здания – функции конторы выполняла небольшая комната в доме лесника в Мокром Болоте – соседнем поселке из десяти домов. Но все эти обстоятельства ничуть не испугали Гольдина, ведь по натуре он был бойцом. Спустя каких-нибудь два года о Малиновском лесничестве говорил уже весь район: молодому специалисту-варягу удалось не только кратно поднять все основные показатели работы лесничества, но и принести ему собственные оборотные средства. Наткнувшись на Прохоровском кордоне на заброшенную смолокуренную установку, он организовал в лесничестве выгонку смолы. Общительному и образованному Гольдину удалось быстро наладить деловые контакты со сплавщиками из Зырянского леспромхоза, которым требовалась смола. Вместе с первыми деньгами, которые заработало лесничество, в трудовой книжке Даниила появилась первая благодарность от директора лесхоза. Смежники из леспромхоза, быстро разглядев в молодом инженере задатки талантливого организатора, не раз манили его к себе на работу, предлагая большую зарплату, на что Гольдин всегда категорично отвечал: «Я семь лет учился лесному делу, учился выращивать его, сохранять, а не вырубать».

Полвека в лесу

Преданность русскому лесу Даниил Иосифович сохранил на протяжении всей своей жизни, более полувека отдав работе в сфере лесного хозяйства Томской области. Старший лесничий Пышкино-Троицкого лесхоза; а чуть позже и директор этого лесхоза; главный лесничий – и.о. начальника Томского управления лесного хозяйства Совнархоза г. Томска; начальник Томского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР; начальник отдела лесного хозяйства, сырьевых баз и лесохимии объединения «Томлеспром» Минлеспрома СССР – это лишь малая часть его послужного списка.

За 60 с лишним лет истории лесного хозяйства Томской области не найти такой технической новинки, к которой Гольдин не был бы прямо или косвенно причастен, будь то борьба с вечными врагами леса – огнем или вредителями, применение передовых методов разработки лесосек, подсочки сосен и кедров, внедрение уникальной машины «кедровки» для стряхивания шишек, организация первых в области комплексных хозяйств, мелиорация и осушение болот, первые в стране лесные вахты и многое другое. Даниил Иосифович был пионером и в лесозаготовке кедра с сохранением подроста. Именно он первым опробовал на сибирских лесах чокерные устройства. Гольдин всегда был открыт к новым знаниям, инновациям и передовым технологиям, досконально разбирался абсолютно во всех вопросах лесопользования и в любой момент мог встать на защиту главного богатства Сибири. Про таких, как Гольдин, говорят: «Лесник до мозга костей».

Его коллега-современник Серафим Павлович Меринов вспоминает, как вместе с Гольдиным им пришлось спасать лес от страшной эпидемии – масштабной напасти сибирского шелкопряда, пришедшего в Томскую область из соседнего Красноярского края в 1954 году: «Шелкопряд распространялся с колоссальной скоростью, подчистую уничтожая кедры, подрост, пихту. До десяти тысяч червей находилось на одном дереве. Складывалось впечатление, что крона живая, лишь хруст раздавался по сторонам. Почти месяц нам с Даниилом Иосифовичем пришлось жить на аэродроме в щитовом домике – борьба с вредителем велась круглые сутки. На баржах нам доставляли дуст ДДТ – страшную отраву, опасную не только для шелкопряда, но и для людей, который мы собственноручно выгружали на берег. Единственной защитой была марлевая повязка – снимешь ее, чтобы глотнуть свежего воздуха, а из носа сразу же начинала идти кровь. Это лишь позже в распоряжении лесников появился более безопасный препарат – масляно-минеральная эмульсия. Вот так ценой собственного здоровья нам удалось тогда спасти не один гектар сибирского богатства – кедрача».

Руководитель от бога

О принципиальном характере Гольдина-руководителя, его остром уме и умении отстаивать собственное мнение, невзирая на ранг чиновников, до сих пор с уважением вспоминают нынешние ветераны лесного хозяйства Томской области. Будучи начальником Томского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР с 1965 по 1975 год, он уделял огромное внимание кадровой политике предприятия: лично беседовал с каждым новым сотрудником при приеме на работу, тщательно отбирал кадры, щедро делился собственным опытом в тонком лесном деле, сумев таким образом сформировать один из сильнейших на тот момент коллективов в лесном хозяйстве России. Коллеги до сих пор поражаются феноменальной памяти Даниила Иосифовича и вниманию к подчиненным. Гольдин всегда помнил памятные даты своих сотрудников, имена их родных, а самое главное, он искренне переживал за коллектив, помогая в решении любых проблем, будь то устройство ребенка в сад или решение квартирного вопроса. Подчиненные, чувствовавшие себя рядом с Гольдиным как за каменной стеной, частенько шутили: «Любой пожар – пусть сгорит все, но только не записная книжка Даниила Иосифовича», ведь именно в ней он хранил всю важную информацию о своих сотрудниках.

Твердость убеждений Гольдина при внешне мягком облике помогла преобразовать жизнь окраинных поселков. Одним из ярких примеров является объединение «Томлеспрома», где Гольдин с 1975 года, оставив кресло начальника управления, 15 лет возглавлял отдел лесного хозяйства, обеспечивая предприятие лесосечным фондом, организуя промыслы лесохимии, в том числе и добычу живицы. В те годы страна нуждалась в камфаре, на что Даниил Иосифович среагировал немедленно, организовав в «Томлеспроме» ускоренную заготовку пихтолапки и собственное производство пихтового масла. Ему же принадлежит идея создания в области пихтовых плантаций для обеспечения бесперебойной работы производства.

Организаторский талант Гольдина ярко проявился и при создании первого комплексного хозяйства площадью 104 тыс. га (!) в Суйге Молчановского района. Подведомственное ему хозяйство забрало под себя лес, охоту, деревообработку, заготовку орех, ягод и многое другое. Гольдин привлек к деятельности хозяйства даже ученых-биологов из ТГУ…

Выйдя на пенсию, Гольдин не мог бездействовать и взял под свое руководство Томский музей леса, созданный в 1970-е по инициативе ветеранов лесного хозяйства. Даниил Иосифович с честью продолжил дело своих предшественников, расширив тематику музея за счет истории развития охотничьего хозяйства. Чучела зверей и птиц, появившиеся в музее при Гольдине, до сих пор являются одними из самых любимых экспонатов для ребятишек, посещающих выставки.

Анна МИРОНОВА

 

Даниил Гольдин и в свои 80 лет остается кладезем глубоких знаний в области лесного хозяйства. «Я семь лет учился лесному делу, учился выращивать его, сохранять, а не вырубать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + двенадцать =