Виды консалтинговых услуг, особенности бизнес консалтинга

По словам специалистов, ежегодно на сумму в более 300 млрд. долларов заказывается услуг в сфере консалтинга. Что это и ради чего бизнесмены готовы тратить такие деньги?

Под популярным сейчас и не каждому понятным словом «консалтинг» скрывается не что иное, как его дословный перевод с английского языка – «консультирование». Консалтинг – это отдельный вид услуг, предоставляемых корпоративным лицам, заинтересованным в успешном развитии своего бизнеса, то есть это профессиональная консультация рекомендательного характера, направленная на оптимизацию и улучшение функционирования бизнес-процессов компании-заказчика. Иными словами, это просто помощь в научном управлении бизнесом.

Такая услуга включает в себя исследование и полный анализ деятельности фирмы, очерчивание перспектив развития, разработку рекомендаций, позволяющих обеспечить повышение эффективности функционирования предприятия. Как правило, результатом консалтинговой деятельности является внедрение экономических, маркетинговых и технических инноваций, а также информатизация компании-клиента.

консалтинговая компанияПоскольку сложно найти фирму, которая бы не имела проблем и вовсе не нуждалась в бизнес консалтинге, то и спектр предоставляемых консалтинговых услуг весьма и весьма широк, что обусловливает специализацию консалтинговых компаний.

По отраслевому принципу консалтинговая компания может быть как узкого профиля, так и широкого. Первые специализируются на каком-то одном виде консалтинговых услуг, а вторые охватывают сразу несколько.

Так как каждая консалтинговая компания, исходя из своего опыта и своей специфики, вкладывает свой смысл в понятие консалтинга, достаточно сложно построить однозначную классификацию консалтинговых услуг, но, в общем, можно выделить для них такие типы:

  • финансовый (т.е. анализ финансовой деятельности предприятия);
  • стратегический (помощь в стратегическом планировании);
  • организационно-управленческий (подразумевает анализ функциональной структуры организации и рекомендации в области управления);
  • налоговый (консалтинг в области налогообложения);
  • юридический;
  • инвестиционный;
  • консалтинг, касающийся оффшорных компаний и др.

 

Как же работают консалтинговые компании? Любой бизнес консалтинг включает в себя одинаковый цикл работ. Этот цикл начинается с формализации бизнес-процессов компании, то есть, прежде всего, с фиксирования и построения модели «as is» («как есть»), а также определения целевых задач. Следующим шагом является анализ построенной модели и ее эффективности по определенным критериям.

Затем составляются рекомендации относительно изменения настоящих бизнес-процессов в ту или иную сторону, что включает в себя разработку модели «to be» («должно быть»), ее экономическое обоснование и расчеты относительно перехода от модели «as is» к модели «to be».

На нашем рынке бизнес консалтинг пока что не настолько распространенный вид услуг, как на Западе, где это достаточно серьезный вид деятельности, способный принести немалый доход и даже подразумевающий специальные учебные программы, выпускники которых считаются профессионалами высшего класса. Например, для специалистов управленческого консалтинга одной из лучших рекомендаций является сертификат программы МВА.

Кстати, одной из первых консалтинговых компаний стала консультационная фирма именно в области управления, «Arthur D. Little», появившаяся в 1886 году и названная в честь основателя, профессора Массачусетского Технологического Института (MTI). За век с четвертью построение систем управления в компаниях стало самой популярной услугой в консалтинговых агентствах.

С тех пор консалтинг как бизнес получил свое широкое развитие, доказал свою необходимость и актуальность, и на данный момент стал просто требованием времени. Некоторые корпорации имеют собственные мощные консалтинговые подразделения, но большинство компаний все же предпочитают обращаться к профессионалам «со стороны». Иногда этого не стесняются даже правительственные учреждения. Например, знаменитое «удвоение ВВП» России было разработано в 1999 году одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний.

На сегодняшний день топ-15 самых престижных консалтинговых фирм выглядит вот так:

  • McKinsey and Company
  • Boston Consulting Group
  • Bain and Company
  • Booz Allen Hamilton
  • Monitor Group
  • Mercer LLC
  • Deloitte
  • Oliver Wyman
  • PricewaterhouseCoopers
  • L.E.K. Consulting
  • Ernst & Young
  • A.T. Kearney
  • IBM Global Business Services
  • Accenture
  • The Parthenon Group

 

Но совсем необязательно быть такой же огромной компанией, чтобы добиться успеха, ведь в западных странах наибольшее распространение и популярность получили как раз небольшие консультационные фирмы, так сказать «бутики». Для того чтобы получить признание и стать востребованной на рынке, консалтинговой фирме нужно постоянно заботиться о своей надежности, ответственности и, самое главное, компетентности. Специалисты же консалтинга должны быть, прежде всего, превосходными экспертами в бизнес-процессах, грамотными аналитиками и хорошими прогнозистами, а также они должны иметь собственное относительно свободное и объективное мнение и уметь оказывать на клиентов авторитетное воздействие.

Тогда спрос на таких профессионалов будут формировать рекомендации уже состоявшихся клиентов, которые успешно воспользовались их услугами. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что совершенствование своего бизнеса с помощью бизнес консалтинга – это одна из возможностей сделать жизнь лучше, приятнее и удобнее!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =